Економіка   Економіка підприємства    Історія економіки    Логістика    Страхування    Цінні папери    Корпоративне управління АудитБухгалтерський облікВинахідництвоЕкологіяЕтика. ЕстетикаІнтелектуальна власністьІсторія   Всесвітня історія    Історія України Культурологія   Культура, мистецтво, суспільство    Культурне співробітництво    Менеджмент в галузі культури    Оперне, балетне мистецтво України    Сучасна українська музика    Українська книга    Українське кіно МаркетингМенеджмент   Контроль і ревізія    Корпоративне управління МистецтвоМовознавствоОподаткуванняПедагогікаПраво   Авторське право    Кримінально-процесуальне право    Адміністративне право    Господарче право    Екологічне право    Конституційне право    Кримінальне право    Криміналістика    Кримінологія    Митне право    Міжнародне право    Правоохоронна діяльність    Сімейне право    Соціальне право    Фінансове право    Цивільне право    Цивільне процесуальне право Політика   Державне управління ФінансиПсихологія   Психологія творчості    Організаційна психологія    Психологія конфлікта    Психологія особистості    Педагогічна психологія    Психологія спорту    Юридична психологія Сільське господарствоФілософія
Студенту

Митне право


Матеріали для написання реферату:
 
 

1. Таможенные документы: понятие, значение и виды

Таможенные операции, решения таможенных органов, как правило, находят отражение в предусмотренных таможенным законодательством официальных документах, именуемых таможенными. Как и любые документы вообще, они служат средством закрепления определенных сведений письменным, машинным и иным способом на специальном материале.
Таможенные документы содержат сведения, имеющие юридическое значение, облечены в предусмотренную законом форму (изложены на государственном или ином языке, имеют определенную структуру, внешние реквизиты и т.д.) и исходят от определенного круга субъектов таможенного дела.
   В Таможенном кодексе РФ употребляется термин «таможенные документы». В подпункте 30 п. 1 ст. 11 ТК РФ дано разъяснение данного термина: это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. В пункте 1 ст. 11 ТК РФ дано разъяснение еще нескольких понятий, имеющих непосредственное отношение к данному вопросу. Речь идет о таможенной декларации, транспортных
(перевозочных) документах и коммерческих документах (подп. 27- 29 п. 1 ст. 11 ТК РФ). В других статьях Таможенного кодекса РФ законодатель оперирует иными терминами для обозначения таможенных документов: «реестр» (ст. 19-22,  94-96, 109-111, 113-114, 140-142, 145, 227-229, 231-232, 395), «декларация» (ст. 35), «сертификат» (ст. 36), «товарная номенклатура» (ст. 39), «жалоба» (ст. 47-56), «транзитная декларация» (ст. 80, 81, 92, 171, 3574).
   Употребление законодателем в Таможенном кодексе РФ разных по названию, назначению, содержанию и форме документов указывает на их неоднородность и многообразие. Это обстоятельство может рассматриваться в качестве предпосылки для классификации таможенных документов по отдельным группам.
   Ввиду отсутствия каких-либо сведений о классификации таможенных документов в юридической литературе мы предлагаем собственную классификацию.
В зависимости от того, что отражают таможенные документы — действия или решения, — они подразделяются на две группы: властно-распорядительные и информационно-удостоверительные.
Таможенные документы властно-распорядительного характера являются актами применения норм права (правоприменительные акты), а информационно-удостоверительные документы — актами исполнения обязанностей и осуществления прав субъектами таможенного дела. Главная отличительная особенность документов властно-распорядительного характера состоит в том, что в них необходимо выделять резолютивную часть, в которой излагаются принимаемые таможенными органами решения — властные предписания, адресованные другим участникам таможенных правоотношений. К таможенным документам властно-распорядительного характера относятся следующие: рапорт, акт; определение, протокол, распоряжение; решение, акт.
   К таможенным документам информационно-удостоверительного характера относятся, например: сводка; отчет; заявление, акт, формуляр контроля и учета уничтожения товаров; заявление о возврате (зачете) денежных средств; таможенная декларация на автомобиль, декларация таможенной стоимости, «бланки форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2)». Документом информационно-удостоверительного характера следует признавать и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), составляющую основу системы описания и кодирования товаров для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики, и утверждаемую подзаконным нормативным правовым актом.
В юридической литературе предложены и иные определения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Так, по мнению А.Ф. Шепелева и А.С. Турова, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности в «самом общем виде ... представляет собой определенным методом систематизированный перечень товаров, обращающихся во внешней торговле, каждая разновидность которых имеет свой цифровой код» .
   Еще менее совершенным представляется определение понятия «товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности», сформулированное Ю.В. Додонкиным: «ТН ВЭД является строгой классификацией товаров, построенной по иерархическому принципу, предполагающему использование в классификации нескольких признаков, среди которых существует определенная зависимость, подчиненность (иерархия). Такие классификации называют еще многоуровневыми» . Иначе говоря, этот автор отождествляет товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с многоуровневой классификацией.

2. Общие правила составления таможенных документов

   Многообразие таможенных документов привело к необходимости разработки общих требований, предъявляемых к их содержанию и форме. В Таможенном кодексе 2003 г. общие правила составления таможенных документов фактически возведены в ранг самостоятельной правовой категории — «общие условия таможенной деятельности». Например, для таможенного оформления это ст. 63, 73—76, для таможенных режимов — ст. 159, для специальных таможенных процедур — ст. 279, 285, 293, при таможенных платежах — ст. 331, для таможенного контроля — ст. 363-364. Правда, законодатель использует термин «общие условия» лишь в одном случае: при регулировании таможенного контроля.
   Общие условия присущи всем разновидностям таможенной деятельности, которые представлены отдельными функциями в разделе II этого учебника.
Целесообразно общие правила составления таможенных документов считать одним из видов общих условий таможенной деятельности, а для их именования использовать наименование «правила фиксации хода и результатов таможенной деятельности».
   Общими требованиями для любого таможенного документа являются законность, полнота (достаточность), истинность, своевременность, а также языковые и эстетические требования.
Законность означает, что таможенный документ составлен и подписан управомоченными должностными лицами и в соответствии с законом.
Полнота (достаточность) — это требование к фиксируемой в таможенном документе информации, которая должна быть оптимальной, достаточной и не перегруженной в деталях. В таможенном документе должна содержаться лишь необходимая информация, имеющая юридическое значение. Истинность (достоверность) есть соответствие содержащейся в таможенном документе информации действительности. Согласно ст. 361 ТК РФ таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.
Своевременность — это требование обязывает соблюдать установленные законом или уполномоченными должностными лицами таможенных органов сроки для составления таможенных документов. Так, в соответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается в срок не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров проводится не в месте их прибытия.
   Языковые и эстетические требования обязывают к определенности, краткости, логичности, грамотности таможенного документа и соблюдению культуры его оформления (о возможности использования машинописи и даже электронных документов — ст. 63 ТК РФ). Так, приказом председателя ГТК РФ № 737 от 28 июня 2004 г. была утверждена Технология таможенного оформления и таможенного контроля Центральной энергетической таможней нефти, нефтепродуктов и природного газа, при заявлении сведений, содержащихся во временной таможенной декларации, в электронном виде . Она разработана в целях ускорения товарооборота, сокращения времени таможенного оформления, а также внедрения безбумажных технологий при таможенном оформлении и таможенном контроле. Электронная временная грузовая таможенная декларация формируется декларантом либо таможенным брокером (представителем). Ее подлинность подтверждается электронно-цифровыми подписями декларанта или таможенного брокера (представителя), а также инспектора Центральной энергетической таможни.
   Общие правила составления таможенных документов детализированы в подзаконном нормативном правовом акте — приказе руководителя ФТС РФ «О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах» № 160 от 18 октября 2004 г. (с изм. от 30 марта 2007 г.). Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах (региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах) подготовлена в целях «совершенствования документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов, технологии работы с ними и обеспечения контроля исполнения документов».
   Мы рассмотрели таможенные документы в узком смысле слова. Однако в теории таможенного права высказано суждение и о правомерности рассмотрения таможенных документов в широком смысле слова. Речь идет об отнесении свинцовых и пластмассовых пломб, клейких лент и замков разового действия, которые предложено именовать «атрибутами таможенного обеспечения». Высказанное суждение имеет практическое значение, ибо в правоприменительной деятельности таможенных органов актуальна проблема установления подлинности таможенных документов и целостности атрибутов таможенного обеспечения.



Литература:

 Н.Д.Эриашвили. Таможенное дело: учебник

 Скачать