Економіка   Економіка підприємства    Історія економіки    Логістика    Страхування    Цінні папери    Корпоративне управління АудитБухгалтерський облікВинахідництвоЕкологіяЕтика. ЕстетикаІнтелектуальна власністьІсторія   Всесвітня історія    Історія України Культурологія   Культура, мистецтво, суспільство    Культурне співробітництво    Менеджмент в галузі культури    Оперне, балетне мистецтво України    Сучасна українська музика    Українська книга    Українське кіно МаркетингМенеджмент   Контроль і ревізія    Корпоративне управління МистецтвоМовознавствоОподаткуванняПедагогікаПраво   Авторське право    Кримінально-процесуальне право    Адміністративне право    Господарче право    Екологічне право    Конституційне право    Кримінальне право    Криміналістика    Кримінологія    Митне право    Міжнародне право    Правоохоронна діяльність    Сімейне право    Соціальне право    Фінансове право    Цивільне право    Цивільне процесуальне право Політика   Державне управління ФінансиПсихологія   Психологія творчості    Організаційна психологія    Психологія конфлікта    Психологія особистості    Педагогічна психологія    Психологія спорту    Юридична психологія Сільське господарствоФілософія

Філософія


Матеріали для написання реферату:
 

1. О периодизации древнерусской философии


   Исследование литературы по древнерусскому периоду свидетельствует о том, что, с одной стороны, начиная с XVIII в. существует обширный поток исследований по древнерусской истории и культуре, а с другой — очень мало исследований по развитию философской мысли на Руси.
   Более того, многие исследователи ставят вопрос о существовании древнерусской философии. Однако она, несомненно, существовала. Об этом в 1840 г. поведал архимандрит Гавриил в шеститомной «Истории философии». Он писал:
Каждый народ имеет свой особенный характер, отличающий его от других народов, и свою философию, более или менее наукообразную, или, по крайней мере, рассеянную в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии.
Однако все же специальных исследований по древнерусской философии не было до конца XIX в. Философ, писательница М.В. Безобразова (1857-1914) обнаружила в архивах Москвы. Петербурга, Киева и Сергиева Посада немало древнерусских текстов философского содержания. В 1891 г. она успешно защитила в Бернском университете (Швейцария) докторскую диссертацию по теме «Рукописные материалы к истории философии России», написанную на немецком языке и изданную годом позже в Лейпциге. Призыв М.В. Безобразовой внести в общую сокровищницу мировой философской мысли работу наших предков не был услышан ни в конце XIX в., ни даже в XX в.
   Древнерусская философия не стала объектом исследования и после революции 1917 г., что было обусловлено политизацией всей духовной жизни, в том числе и обшествознания. Все, что касалось развития философии в русле религиозно-идеалистической мысли, было отброшено. Считалось, что русская философия началась с
Ломоносова и Радищева, т.е. с тех мыслителей, у которых явно был выражен материализм.
   Наиболее авторитетными обобщающими исследованиями по древнерусской философии являются первый том пятитомной «Истории философии в СССР» (М., 1968), а также работа М.Н. Громова и Н.С. Козлова «Русская философская мысль X-XVII веков» (М., 1990). И хотя уровень и широта охвата ис-следований по древнерусской философии возрастают, степень ее изученности все же явно недостаточна.
Многие исследователи под термином «древнерусская философия» понимают совокупность идей, концепций философского содержания, находящихся в памятниках культуры с VI-VIII вв. и до XVII в., различая несколько периодов развития древнерусской философии:
(1) предыстория (до X в.), или дописьменный период;
(2) развитие в эпоху становления Киевской Руси (X-XII вв.);
(3) развитие в эпоху государственной и территориальной раздробленности (XIII-XIV вв.), становление Московского государства;
(4) подъем (XV-XVI вв., московский период);
(5) завершение (XVII в.).
Однако эта периодизация древнерусской философии, по мнению авторов настоящего учебного пособия, не позволяет на равных основаниях вести сравнение с европейской философией X-XVII вв., которую характеризуют не как древнюю, а как средневековую, философию эпохи Возрождения и Нового времени (XVIII в.). Поэтому мы предлагаем рассмотреть русскую философскую мысль в русле развития мировой философской мысли:
древняя (X-XIII вв.)
средневековая (XIV-XVI вв.)
философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
философия XIX - начала XX в.
философия Новейшего времени (XX - начало XXI)
В древнерусской философии важно отметить: (1) предысторию (до X в.), мифологический, дописьменный период и (2) собственно ее развитие в период становления государственности (X-XIV вв.).
Древнерусская культура более поздняя, чем в странах Востока (кроме Японии), Греции и Рима. На Руси не было рабовладельческого способа производства, а формирование государства связано с азиатским способом производства, который возникает при распаде родоплеменных связей и разложении родового строя.
   Из древних славянских государств наиболее крупными были Киевское государство на Днепре, а также древнеславянские государства на Дунае, Висле и Эльбе. Становление этих государств шло в упорной борьбе с гуннами, аварами, хазарами, печенегами, половцами и другими степными кочевниками, пытавшимися покорить славян. Вместе с тем, нельзя не отметить и тот факт, что славянские народы IV-V вв. вместе с древними германцами вели длительную борьбу против Рима, который, конечно, оказал свое воздействие на культуру Древней Руси.
   У древних славян, как и у всех народов мира, развитие философской мысли происходило в русле религиозных верований и мифов. Древнеславянские пароды верили в загробный мир, преклонялись предкам и разным богам, из которых самыми могущественными были бог грозы — Перун, бог Солнца — Даждь-Бог, бог скота — Белее и другие.
   Языческая мифология восточных славян имеет древнейшее происхождение. Известна мифологема о «браке неба и земли». Мать-сыра Земля, выступающая в качестве женского плодоносящего начала, орошалась идущим с неба дождем, и это событие воспринималось как единство природы и человека. Поклонение Солнцу как силе жизни и энергии имело большое мировоззренческое значение: решался вопрос жизни и смерти в связи с противоположными началами — теплом и холодом. Языческое мировоззрение рассматривает человека лишь в природе, не выделяя его.
   В эпоху развития Киевской Руси и возникновения христианства выделяется три потока философской литературы: переводная, общая для славянских народов и оригинальная. Переводились библейские тексты, работы отцов церкви. Из творений отцов церкви были известны сочинения Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Василия Кесарийского (Василия Великого), Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Иоанна Дамаскина и др. Так, Библия переводилась по частям, а ее полный перевод был осуществлен лишь в конце XV в.

2. «Шестодневы» и «Изборники»

На Руси были известны «Шестодневы» с сюжетами о сотворении мира и толкованиями глав «Книги Бытия» — «Шестодневы» Совериана Гевальского, Георгия Писиды, но наиболее популярным был «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского.
   «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского — уникальный общеславянский памятник энциклопедического содержания и образец высокой по мастерству религиозной литературы. По своему составу это обогащенный авторскими вставками компилятивный труд, в котором излагаются основополагающие принципы христианского мировоззрения и содержатся обширные сведения об античной философии и науках.
Памятник был создан в конце IX — начале X в. в Болгарии, откуда вместе с другими произведениями церковной литературы распространился в христианских странах. Попав на Русь, «Шестоднев» оказал заметное влияние на духовную жизнь страны.
   Так, библейская легенда о сотворении мира соединяется с учением о стихиях, которые называются «вещью», «плотью», «составами». Эти четыре элемента таковы: земля, огонь, вода, воздух. Огонь бывает двух видов: огонь невещественный и незримый, проистекающий от Бога, и зримый, ощутимый, проявляющий себя в звездах, Солнце, Луне, пламени, молниях.
Шестодневы объединены темой толкования «Книги Бытия» и сюжетным разделением материала на шесть частей — по числу дней творения. Благодаря «Шестодневу» читатель получал не только общее представление о происхождении мира и человека, не только понятия о материи, пространстве и времени, но и знания из области космологии, астрологии, физики, анатомии, зоологии и т.д.
Из книжной мастерской князя Святослава Ярославича Черниговского вышла вторая после Остромирова Евангелия (1056—1057) рукописная древнерусская книга «Изборник» (1073). В этой книге, носящей по сути энциклопедический характер, содержатся фрагменты сочинений более 20 авторов. Это Василий Великий, Афанасий Александрийский, Иустин Философ, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др. Здесь разъясняются такие понятия, как «сущность», «количество», «качество», «противоречие», «отношение», «различие». «Изборник» считается первым логико-философским трактатом в древнерусской литературе. Большое значение имеет тема Софии-Премудрости, которая, представляя образ мудрости, стимулировала развитие философской мысли.
   Близок к нему по своей энциклопедичности «Изборник» 1076 г., третья древнейшая книга Руси. В ней содержатся статьи, посвященные преимущественно проблемам этики. Открывается эта книга призывом некого калугера (доброго старца-монаха) всем сердцем внимать мудрым книгам, которые учат уму-разуму, добру.
В «Изборник» входят одна из самых философских библейских книг — «Премудрость Иисуса, сына Сирахова», а также поучение Василия Великого — «Како подобает человеку быти», «Афанасиевы ответы» и ряд других текстов нравоучительного характера.
   Один из текстов подписан именем «Философ». Под этим именем скрывался церковнослужитель, основатель моиелинского учения о спасении «Святой Никола о воздержании». Основная мысль воздержания — это необходимость ограничить потребление вина. Приводятся даже высказывания греческих философов, отвергающих вино ради духовного совершенствования.

3. Философские идеи Илариона, митрополита Киевского

Если обратиться к философской мысли эпохи Киевской Руси, то на первое место по своему философскому содержанию следует поставить сочинение Илариона «Слово о законе и благодати».
Иларион известен нам лишь по имени. В летописи о нем пишется, что он родом «Русин», «муж благ и книжен, и постник», был священником в княжеском селе Берестове под Киевом, в 1051 г. возведен в Софии Киевской по настоянию Ярослава Мудрого в сан митрополита. Умер в 1055 г. Иларион был первым русским но происхождению митрополитом в Киеве (ранее этот пост занимали греки, приезжавшие из Византии).
«Слово о законе и благодати» создано во времена княжения Ярослава Мудрого (1037—1050), дошло до нас в рукописях XIII и XIV вв. В «Слове» говорится о русской цивилизации, равной другим цивилизациям, о распространении христианства на Руси, звучит идея равенства всех народов перед благодатью. Эпоха закона символизируется образами тени, Луны, рабыни Агари, а эпоха благодати — образами Солнца, света, разлившегося на весь мир, свободной Сарры. Выдвинутая в «Слове» идея о равенстве князя Владимира («равнопрестолен») византийскому императору Константину предвосхитила возникшую позже концепцию «Москва — третий Рим», где Руси отводилась роль мировой державы, наследницы славы Рима.
   Как отмечает отечественный исследователь русской философии В.В. Сербиенко, критика киевским митрополитом религиозного национализма и обоснование им универсального значения благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности, имели глубокий нравственный смысл. Кроме того, благодать для Илариона неотделима от духовной свободы личности, от свободы нравственного выбора и поиска истины . Иларион писал: «Благодать живит ум, а ум познает истину» .
   В «Слове» звучит еше одна философско-историческая идея — идея смены «эпохи закона» «эпохой благодати». Основанием этой смены, считал он, являются интеллектуальные усилия, «благие помыслы и остроумие»  людей, а также политика юсударства, опирающаяся на христианские принципы. Философ связывает политику с добродетелями, среди которых большое значение придает «благочестию».


Литература

Иконникова Г.И. Философия Древнего мира: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -247 с.

Скачать