Економіка Економіка підприємства
Історія економіки
Логістика
Страхування
Цінні папери
Корпоративне управління
АудитБухгалтерський облікВинахідництвоЕкологіяЕтика. ЕстетикаІнтелектуальна власністьІсторія Всесвітня історія
Історія України
Культурологія Культура, мистецтво, суспільство
Культурне співробітництво
Менеджмент в галузі культури
Оперне, балетне мистецтво України
Сучасна українська музика
Українська книга
Українське кіно
МаркетингМенеджмент Контроль і ревізія
Корпоративне управління
МистецтвоМовознавствоОподаткуванняПедагогікаПраво Авторське право
Кримінально-процесуальне право
Адміністративне право
Господарче право
Екологічне право
Конституційне право
Кримінальне право
Криміналістика
Кримінологія
Митне право
Міжнародне право
Правоохоронна діяльність
Сімейне право
Соціальне право
Фінансове право
Цивільне право
Цивільне процесуальне право
Політика Державне управління
ФінансиПсихологія Психологія творчості
Організаційна психологія
Психологія конфлікта
Психологія особистості
Педагогічна психологія
Психологія спорту
Юридична психологія
Сільське господарствоФілософія
Педагогіка
Матеріали для написання реферату:
1. Структура учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе
2. Отличие и сходство адаптивной и традиционной школ
3. Критерии оценки эффективности урока в адаптивной школе
4. Развитие школьного самоуправления
5. Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад-школа» как адаптивная модель
образовательного учреждения
1. Структура учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) в ст. 2 прописаны принципы государственной политики в области образования. В частности, в п. 3 представлен следующий принцип: «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
Цель адаптивной школы состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. Выделяются пять функций адаптивной школы: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирующая и предупреждающая затруднения. Указанные функции реализуются через целостный образовательный процесс, гуманитарно-культурологический подход, через реализацию идеи творческого развития и рефлексивного управления.
Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.
Адаптивная образовательная система обладает такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, благодаря чему выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «социальная адаптация». «Согласно определению, адаптация (от позднелатинского adaptation — приспособление) — вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний с его (ученика) возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта». Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой. Основная цель адаптивной школы — научить каждого ребенка мыслить. Адаптивная школа — это школа развития социализованного интеллекта (социокогнитивный аспект), развития мыследеятельности как основы интеллекта человека.
В практической работе школы выстраивают свои собственные модели адаптивных систем, в основе которых чаще всего лежит личный опыт педагогов, а также анализ результатов учебно-воспитательного процесса.
Адаптивная школа создает условия для самореализации личности ученика, она строится на основе системного, синергетического и диалогического подходов. К ее особенностям можно отнести открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность. Адаптивная школа не только приспосабливается к внеш¬ней среде, но и сама влияет на нее, «приспосабливается также к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определя¬ющий признак адаптивной школы — развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей».
Н.П.Капустин выделяет следующие задачи, стоящие при конструировании адаптивной школы.
1. Расширение образовательного пространства. Традиционная структура образования включает в себя учебную и воспитательную работу, а с 1994 г. — дополнительное образование. Но этого недостаточно для интеллектуального развития. Умственное развитие ребенка зависит от его физического, психического и духовного развития. Поэтому в структуре учебно-воспитательного
процесса должны иметь место занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию, развитию высших психических функций и духовно-мировоззренческому развитию.
2. Соотносительность цели, содержания, форм, методов и результатов образовательного процесса.
3. Создание адаптивных технологий. Учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом сензитивных периодов развития ребенка. Необходимо включить в содержание образования то, что способствует развитию ребенка с учетом уровня биологической зрелости организма, головного мозга, органов, их функций и времени наибольшей чувствительности к сенсорномоторному, соматическому и психическому развитию ребенка.
4. Решение проблемы сочетания свободы выбора и обязательности. Выстраивая систему гуманистических и демократических отношений через развивающий метод, технологии и методики рефлексивного обучения и воспитания, через систему ученического самоуправления, адаптивная школа решает данную проблему. Более того, за счет адаптивных технологий снимается проблема искусственного разделения воспитания, обучения и развития. Гармонизация этих процессов во всех формах учебно-воспитательного процесса есть задача адаптивной школы.
5. Создание необходимых методик отслеживания основных результатов учебно-воспитательного процесса. В обычной школе отсутствует научный мониторинг уровня воспитанности, уровня здоровья и уровня общего развития. Разработанные методики в адаптивной школе помогают педагогу более точно соотносить свою деятельность с результатами и строить эффективно образовательный процесс.
Таким образом, создание адаптивной школы начинается с изменения структуры учебно-воспитательного процесса. Адаптивная школа способствует обеспечению оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
Выделяют шесть компонентов образовательного процесса, каждый из которых имеет свои адаптационные механизмы.
Первый компонент — адаптивные учебные занятия (уроки по расписанию). Основным средством адаптации ученика к требованиям программ обучения, т.е. полного усвоения знаний и умений, являются развивающие технологии.
Второй компонент — занятия по индивидуальной адаптации. Для достижения тех же целей здесь используется методика индивидуальных занятий, которая обеспечивает функционирование, изменение и развитие мыслительной деятельности ребенка.
Третий компонент — занятия по общесоматическому и сенсо-моторному развитию. В основе этих занятий — содержание, помогающее укреплять здоровье и повышать чувствительность рецепторов ребенка.
Четвертый компонент — занятия по социально-нравственной адаптации, для которых специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.
Пятый компонент — занятия по культурологии, краеведению и экологии. Строятся эти занятия по специальной программе, подготовленной для всех форм учебно-воспитательного процесса, в том числе и для специальных развивающих уроков.
Шестой компонент — адаптация к демократическому образу жизни в процессе включения учащихся в школьную систему самоуправления, в основе которой — организация внутришкольной жизни самими учащимися при помощи педагогов школы.
Рассмотрим подробнее каждый компонент этого процесса.
Адаптивные учебные занятия — это обычные уроки, но на них используется метод, развивающий интеллект ребенка.
Индивидуальные учебные занятия призваны перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития в познавательной (когнитивной), психической, социальной областях либо в области сохранности здоровья. В классе проводятся индивидуальные занятия по развитию. С кем-то проводится углубленное обучение по интересующей их области знаний. С кем-то работает логопед, с кем-то — психолог. С теми, кому необходимы оздоровительные мероприятия, работает врач, или медсестра, или учитель физкультуры. При необходимости помощи детям в каком-то конкретном предмете занятия проводит учитель. Это в идеале. На практике же этот замысел воплощается в основном в коррекционно-развивающих классах.
Занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию могут проводиться частично в школе и частично в учреждениях дополнительного образования. Н.П.Капустин приводит следующие примеры1. В школе № 12 г. Усть-Илимска часть занятий проводится в школе, часть — в городском Дворце культуры. В Липецкой сельской школе используют музыкальную и спортивную школы. Ежедневно — 3 часа в школе; 3-4 раза в неделю — занятия во Дворце по 3 часа. Перерыв между занятиями в школе и во Дворце составляет от 1,5 до 2 часов. Эти занятия обязательны для учащихся начальной школы.
Учащиеся 5-8-х классов освобождаются от обязательного посещения занятий. Все группы формируются на основе желаний и интересов учащихся.
С учащимися старших классов, у которых разовьются способности и определится интерес к профессиональной деятельности, организуются индивидуальные занятия в соответствии с их профессиональным самоопределением.
Занятия по социально-нравственной адаптации ребенка и его коррекции на основе методики соотнесения Я-позиции с общественно значимой нормой, которой руководствуется человек в социуме. Выделяются нравственно-этические, правовые, санитарно-гигиенические, эстетические нормы, в соответствии с которыми определяются цели, содержание воспитания, формируется самосознание. Для таких занятий специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. Эти занятия — классные часы, которые вводятся в расписание.
Занятия по культурологии, краеведению, экологии рассчитаны на развитие адаптационных механизмов и культуры отношений человека к природе, обществу, к духовной и материальной культуре человечества, наконец, к самому себе. Часть занятий проводится в школе либо на уроках по предметам, имеющим отношение к данному компоненту образования, либо на специальных уроках, например: мировая художественная культура, москвоведение, граждановедение. Добавляются также занятия в течение учебного года в каждом классе вне школы: экскурсии, посещение культурных центров, походы, путешествия по специальной программе, разрабатываемой самой школой (по субботам, в каникулярное время).
Занятия по адаптации к демократическому образу жизни строятся на основе развития школьного и ученического самоуправления.
Такова структура учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе.
В дошкольный период дети интенсивно развиваются и физически, и психически, но процесс их развития в большинстве случаев замедляется с приходом в школу, у них падает интерес к учебе. Одной из причин этого можно назвать использование методов, неучитывающих разноуровневое развитие учеников. В одном классе всегда можно выделить, по крайней мере, три уровня интеллектуального развития детей относительно восприятия и усвоения того или иного предмета: высокий, средний, низкий. Естественно, что подходить ко всем детям с одной меркой нельзя. И здесь на помощь приходит адаптивная школа — школа для каждого ученика. В основу развивающего метода в адаптивной школе положена идея социального взаимодействия (установление коммуникации).
2. Отличие и сходство адаптивной и традиционной школ
Сходство адаптивной и традиционной школ в том, что у них одна и та же цель — развитие личности — и используется одно и то же базовое содержание образования. Отличие состоит в том, что в адаптивной школе по-иному структурирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель .
В системе отношений «учитель — ученик» между традиционной и адаптивной школами имеются значительные различия (табл. 1).
В адаптивной школе происходит обязательное отслеживание уровней обученности, воспитанности, общего развития, состояния здоровья ученика. Это основные параметры, по которым адаптивная школа отличается от традиционной.
Различие адаптивной и традиционной школ
Итак, можно обобщить.
1. Адаптивная школа выстраивается таким образом, чтобы у каждого ребенка развить механизмы природной и социальной адаптации. Для решения указанной цели вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно в структуру, содержание, формы, методы и технологии (что особенно важно для адаптивной школы), в условия, критерии оценки результатов. Таким путем в адаптивной школе реализуются принципы природо- и целесообразности учебно-воспитательного процесса. Поэтому логика развития человека, индивида и личности в искусственной образовательной системе воспринимается учащимися как естественное явление (развитие происходит как бы само собой).
2. Доминирующим методом во всех формах учебно-воспитательного процесса является развивающий. Технология и методика, построенные на этом методе, дают возможность применять его как в обучении, так и в воспитании. По своей сущности данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея — развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. При этом индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные формы работы не ослабляют друг друга, а, наоборот, усиливают за счет понимания, осмысления (когнитивный аспект) роли знаний в жизни человека и общества.
3. Для каждого компонента структуры в адаптивной школе разрабатывается организационное, содержательное, методическое, научное обеспечение. Его назначение состоит в том, чтобы придать
адаптивной школе нормальное функционирование и развитие, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, добивался успеха и ощущал свое «продвижение в развитии», социальную защищенность.
3. Критерии оценки эффективности урока в адаптивной школе
Под эффективностью урока понимается его полезность для интеллектуального развития каждого ребенка. Критерии — это обобщенные понятия, по которым производится общая оценка учебного (воспитательного) процесса и его результатов. В данном случае это та норма, тот уровень, приближение к которым обеспечивает реализацию дидактических, воспитательных целей и развитие интеллекта ребенка. К критериям эффективности урока относятся:
1) активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока, т. е. учащийся работает в течение всего времени занятия;
2) обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров (Л.С.Выготский) и центров саморегуляции поведения. Если ученик имеет продвижение (успех) в учебе и для этого созданы условия, то эмоциональная сопричастность становится естественной, внутренней движущей силой интеллектуального развития ребенка;
3) мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Она связана с поддержанием интереса к изучению материала. Основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его самореализация и персонализация. В структуру развивающего метода входит компонент «социальное взаимодействие», т.е. предоставление возможности каждому ученику проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это одобрение. Организация социального взаимодействия помогает ученику быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими являются парная и групповая работа на уроке, а наиболее сложными — лекция, рассказ учителя. Речь учителя, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности, внимательности для того, чтобы активные мыслительные процессы протекали на уровне внутренней речи. Для ученика это достаточно трудная задача. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом;
4) обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, взаимопроверка по критериям, которые дает учитель.
Аналогичная ситуация складывается и на других этапах. Например, при изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала, понимание; во время закрепления и самостоятельной работы учащиеся также оценивают себя сами по тем критериям, которыми пользуется учитель.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. В адаптивной школе нет отметок «два» и «единица». Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или работая самостоятельно. Процессы рефлексии и самооценивания включаются с помощью рабочих карт урока и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия;
5) наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке. При самостоятельной работе, в отличие от творческой, закрепление знаний проходит на репродуктивном или вариативном уровне, т. е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях. Творческие задания требуют применения знаний в измененных ситуациях. Самостоятельная работа всегда была обязательным элементом каждого типа урока.
В адаптивной школе добавляется самопроверка или взаимопроверка на этом же уроке сразу после выполнения работы. В традиционных условиях проверка производится учителем после урока, а результаты объявляются на следующем. Это имеет большое значение для мотивации познавательной деятельности учащихся. После выполнения работы учащиеся имеют возможность сразу же обсудить ее результаты, какие были ошибки и почему. Отсроченные ожидания снижают уровень восприимчивости результатов, т. е. их воздействие на эмоциональную сферу (переживания) становится настолько слабым, что уже не влияет на мыслительный процесс так, как хотелось бы учителю;
6) оценка уровня полного усвоения знаний. Оптимальный вариант, когда все учащиеся получают на уроке отметки. Так организуется урок в адаптивной школе. Учащиеся получают отметки за каждый этап урока и за весь урок в целом. Отметка «два», как уже говорилось, не ставится в журнал; по желанию учащихся могут не ставиться и другие отметки. При этом рассматриваются три уровня усвоения знаний: «три» — низкий уровень, «четыре» — средний, «пять» — высокий;
7) достижение целей урока. Дидактическая цель — это усвоение знаний, формирование умений и способов действий на уроке по изучаемой теме. Достижение данной цели характеризуется уровнем усвоения знаний, которому соответствуют полученные отметки. Воспитательная цель достигается за счет социализации мышления в процессе взаимодействия. Нормы поведения усваиваются в процессе совместной деятельности, направленной на достижение определенных целей. Эксперимент в адаптивных школах показал, что уроки, построенные на основе развивающего метода, закрепляют позитивное поведение ребенка, формируют культуру человеческих отношений.
Литература
Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / М. Н. Гуслова. - Москва: Академия, 2010. - 286 с.
Скачать
Цель адаптивной школы состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. Выделяются пять функций адаптивной школы: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирующая и предупреждающая затруднения. Указанные функции реализуются через целостный образовательный процесс, гуманитарно-культурологический подход, через реализацию идеи творческого развития и рефлексивного управления.
Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.
Адаптивная образовательная система обладает такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, благодаря чему выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «социальная адаптация». «Согласно определению, адаптация (от позднелатинского adaptation — приспособление) — вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний с его (ученика) возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта». Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой. Основная цель адаптивной школы — научить каждого ребенка мыслить. Адаптивная школа — это школа развития социализованного интеллекта (социокогнитивный аспект), развития мыследеятельности как основы интеллекта человека.
В практической работе школы выстраивают свои собственные модели адаптивных систем, в основе которых чаще всего лежит личный опыт педагогов, а также анализ результатов учебно-воспитательного процесса.
Адаптивная школа создает условия для самореализации личности ученика, она строится на основе системного, синергетического и диалогического подходов. К ее особенностям можно отнести открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность. Адаптивная школа не только приспосабливается к внеш¬ней среде, но и сама влияет на нее, «приспосабливается также к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определя¬ющий признак адаптивной школы — развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей».
Н.П.Капустин выделяет следующие задачи, стоящие при конструировании адаптивной школы.
1. Расширение образовательного пространства. Традиционная структура образования включает в себя учебную и воспитательную работу, а с 1994 г. — дополнительное образование. Но этого недостаточно для интеллектуального развития. Умственное развитие ребенка зависит от его физического, психического и духовного развития. Поэтому в структуре учебно-воспитательного
процесса должны иметь место занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию, развитию высших психических функций и духовно-мировоззренческому развитию.
2. Соотносительность цели, содержания, форм, методов и результатов образовательного процесса.
3. Создание адаптивных технологий. Учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом сензитивных периодов развития ребенка. Необходимо включить в содержание образования то, что способствует развитию ребенка с учетом уровня биологической зрелости организма, головного мозга, органов, их функций и времени наибольшей чувствительности к сенсорномоторному, соматическому и психическому развитию ребенка.
4. Решение проблемы сочетания свободы выбора и обязательности. Выстраивая систему гуманистических и демократических отношений через развивающий метод, технологии и методики рефлексивного обучения и воспитания, через систему ученического самоуправления, адаптивная школа решает данную проблему. Более того, за счет адаптивных технологий снимается проблема искусственного разделения воспитания, обучения и развития. Гармонизация этих процессов во всех формах учебно-воспитательного процесса есть задача адаптивной школы.
5. Создание необходимых методик отслеживания основных результатов учебно-воспитательного процесса. В обычной школе отсутствует научный мониторинг уровня воспитанности, уровня здоровья и уровня общего развития. Разработанные методики в адаптивной школе помогают педагогу более точно соотносить свою деятельность с результатами и строить эффективно образовательный процесс.
Таким образом, создание адаптивной школы начинается с изменения структуры учебно-воспитательного процесса. Адаптивная школа способствует обеспечению оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
Выделяют шесть компонентов образовательного процесса, каждый из которых имеет свои адаптационные механизмы.
Первый компонент — адаптивные учебные занятия (уроки по расписанию). Основным средством адаптации ученика к требованиям программ обучения, т.е. полного усвоения знаний и умений, являются развивающие технологии.
Второй компонент — занятия по индивидуальной адаптации. Для достижения тех же целей здесь используется методика индивидуальных занятий, которая обеспечивает функционирование, изменение и развитие мыслительной деятельности ребенка.
Третий компонент — занятия по общесоматическому и сенсо-моторному развитию. В основе этих занятий — содержание, помогающее укреплять здоровье и повышать чувствительность рецепторов ребенка.
Четвертый компонент — занятия по социально-нравственной адаптации, для которых специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.
Пятый компонент — занятия по культурологии, краеведению и экологии. Строятся эти занятия по специальной программе, подготовленной для всех форм учебно-воспитательного процесса, в том числе и для специальных развивающих уроков.
Шестой компонент — адаптация к демократическому образу жизни в процессе включения учащихся в школьную систему самоуправления, в основе которой — организация внутришкольной жизни самими учащимися при помощи педагогов школы.
Рассмотрим подробнее каждый компонент этого процесса.
Адаптивные учебные занятия — это обычные уроки, но на них используется метод, развивающий интеллект ребенка.
Индивидуальные учебные занятия призваны перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития в познавательной (когнитивной), психической, социальной областях либо в области сохранности здоровья. В классе проводятся индивидуальные занятия по развитию. С кем-то проводится углубленное обучение по интересующей их области знаний. С кем-то работает логопед, с кем-то — психолог. С теми, кому необходимы оздоровительные мероприятия, работает врач, или медсестра, или учитель физкультуры. При необходимости помощи детям в каком-то конкретном предмете занятия проводит учитель. Это в идеале. На практике же этот замысел воплощается в основном в коррекционно-развивающих классах.
Занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию могут проводиться частично в школе и частично в учреждениях дополнительного образования. Н.П.Капустин приводит следующие примеры1. В школе № 12 г. Усть-Илимска часть занятий проводится в школе, часть — в городском Дворце культуры. В Липецкой сельской школе используют музыкальную и спортивную школы. Ежедневно — 3 часа в школе; 3-4 раза в неделю — занятия во Дворце по 3 часа. Перерыв между занятиями в школе и во Дворце составляет от 1,5 до 2 часов. Эти занятия обязательны для учащихся начальной школы.
Учащиеся 5-8-х классов освобождаются от обязательного посещения занятий. Все группы формируются на основе желаний и интересов учащихся.
С учащимися старших классов, у которых разовьются способности и определится интерес к профессиональной деятельности, организуются индивидуальные занятия в соответствии с их профессиональным самоопределением.
Занятия по социально-нравственной адаптации ребенка и его коррекции на основе методики соотнесения Я-позиции с общественно значимой нормой, которой руководствуется человек в социуме. Выделяются нравственно-этические, правовые, санитарно-гигиенические, эстетические нормы, в соответствии с которыми определяются цели, содержание воспитания, формируется самосознание. Для таких занятий специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. Эти занятия — классные часы, которые вводятся в расписание.
Занятия по культурологии, краеведению, экологии рассчитаны на развитие адаптационных механизмов и культуры отношений человека к природе, обществу, к духовной и материальной культуре человечества, наконец, к самому себе. Часть занятий проводится в школе либо на уроках по предметам, имеющим отношение к данному компоненту образования, либо на специальных уроках, например: мировая художественная культура, москвоведение, граждановедение. Добавляются также занятия в течение учебного года в каждом классе вне школы: экскурсии, посещение культурных центров, походы, путешествия по специальной программе, разрабатываемой самой школой (по субботам, в каникулярное время).
Занятия по адаптации к демократическому образу жизни строятся на основе развития школьного и ученического самоуправления.
Такова структура учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе.
В дошкольный период дети интенсивно развиваются и физически, и психически, но процесс их развития в большинстве случаев замедляется с приходом в школу, у них падает интерес к учебе. Одной из причин этого можно назвать использование методов, неучитывающих разноуровневое развитие учеников. В одном классе всегда можно выделить, по крайней мере, три уровня интеллектуального развития детей относительно восприятия и усвоения того или иного предмета: высокий, средний, низкий. Естественно, что подходить ко всем детям с одной меркой нельзя. И здесь на помощь приходит адаптивная школа — школа для каждого ученика. В основу развивающего метода в адаптивной школе положена идея социального взаимодействия (установление коммуникации).
2. Отличие и сходство адаптивной и традиционной школ
Сходство адаптивной и традиционной школ в том, что у них одна и та же цель — развитие личности — и используется одно и то же базовое содержание образования. Отличие состоит в том, что в адаптивной школе по-иному структурирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель .
В системе отношений «учитель — ученик» между традиционной и адаптивной школами имеются значительные различия (табл. 1).
В адаптивной школе происходит обязательное отслеживание уровней обученности, воспитанности, общего развития, состояния здоровья ученика. Это основные параметры, по которым адаптивная школа отличается от традиционной.
Различие адаптивной и традиционной школ
Итак, можно обобщить.
1. Адаптивная школа выстраивается таким образом, чтобы у каждого ребенка развить механизмы природной и социальной адаптации. Для решения указанной цели вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно в структуру, содержание, формы, методы и технологии (что особенно важно для адаптивной школы), в условия, критерии оценки результатов. Таким путем в адаптивной школе реализуются принципы природо- и целесообразности учебно-воспитательного процесса. Поэтому логика развития человека, индивида и личности в искусственной образовательной системе воспринимается учащимися как естественное явление (развитие происходит как бы само собой).
2. Доминирующим методом во всех формах учебно-воспитательного процесса является развивающий. Технология и методика, построенные на этом методе, дают возможность применять его как в обучении, так и в воспитании. По своей сущности данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея — развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. При этом индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные формы работы не ослабляют друг друга, а, наоборот, усиливают за счет понимания, осмысления (когнитивный аспект) роли знаний в жизни человека и общества.
3. Для каждого компонента структуры в адаптивной школе разрабатывается организационное, содержательное, методическое, научное обеспечение. Его назначение состоит в том, чтобы придать
адаптивной школе нормальное функционирование и развитие, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, добивался успеха и ощущал свое «продвижение в развитии», социальную защищенность.
3. Критерии оценки эффективности урока в адаптивной школе
Под эффективностью урока понимается его полезность для интеллектуального развития каждого ребенка. Критерии — это обобщенные понятия, по которым производится общая оценка учебного (воспитательного) процесса и его результатов. В данном случае это та норма, тот уровень, приближение к которым обеспечивает реализацию дидактических, воспитательных целей и развитие интеллекта ребенка. К критериям эффективности урока относятся:
1) активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока, т. е. учащийся работает в течение всего времени занятия;
2) обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров (Л.С.Выготский) и центров саморегуляции поведения. Если ученик имеет продвижение (успех) в учебе и для этого созданы условия, то эмоциональная сопричастность становится естественной, внутренней движущей силой интеллектуального развития ребенка;
3) мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Она связана с поддержанием интереса к изучению материала. Основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его самореализация и персонализация. В структуру развивающего метода входит компонент «социальное взаимодействие», т.е. предоставление возможности каждому ученику проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это одобрение. Организация социального взаимодействия помогает ученику быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими являются парная и групповая работа на уроке, а наиболее сложными — лекция, рассказ учителя. Речь учителя, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности, внимательности для того, чтобы активные мыслительные процессы протекали на уровне внутренней речи. Для ученика это достаточно трудная задача. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом;
4) обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, взаимопроверка по критериям, которые дает учитель.
Аналогичная ситуация складывается и на других этапах. Например, при изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала, понимание; во время закрепления и самостоятельной работы учащиеся также оценивают себя сами по тем критериям, которыми пользуется учитель.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. В адаптивной школе нет отметок «два» и «единица». Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или работая самостоятельно. Процессы рефлексии и самооценивания включаются с помощью рабочих карт урока и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия;
5) наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке. При самостоятельной работе, в отличие от творческой, закрепление знаний проходит на репродуктивном или вариативном уровне, т. е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях. Творческие задания требуют применения знаний в измененных ситуациях. Самостоятельная работа всегда была обязательным элементом каждого типа урока.
В адаптивной школе добавляется самопроверка или взаимопроверка на этом же уроке сразу после выполнения работы. В традиционных условиях проверка производится учителем после урока, а результаты объявляются на следующем. Это имеет большое значение для мотивации познавательной деятельности учащихся. После выполнения работы учащиеся имеют возможность сразу же обсудить ее результаты, какие были ошибки и почему. Отсроченные ожидания снижают уровень восприимчивости результатов, т. е. их воздействие на эмоциональную сферу (переживания) становится настолько слабым, что уже не влияет на мыслительный процесс так, как хотелось бы учителю;
6) оценка уровня полного усвоения знаний. Оптимальный вариант, когда все учащиеся получают на уроке отметки. Так организуется урок в адаптивной школе. Учащиеся получают отметки за каждый этап урока и за весь урок в целом. Отметка «два», как уже говорилось, не ставится в журнал; по желанию учащихся могут не ставиться и другие отметки. При этом рассматриваются три уровня усвоения знаний: «три» — низкий уровень, «четыре» — средний, «пять» — высокий;
7) достижение целей урока. Дидактическая цель — это усвоение знаний, формирование умений и способов действий на уроке по изучаемой теме. Достижение данной цели характеризуется уровнем усвоения знаний, которому соответствуют полученные отметки. Воспитательная цель достигается за счет социализации мышления в процессе взаимодействия. Нормы поведения усваиваются в процессе совместной деятельности, направленной на достижение определенных целей. Эксперимент в адаптивных школах показал, что уроки, построенные на основе развивающего метода, закрепляют позитивное поведение ребенка, формируют культуру человеческих отношений.
Литература
Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / М. Н. Гуслова. - Москва: Академия, 2010. - 286 с.
Скачать