Економіка   Економіка підприємства    Історія економіки    Логістика    Страхування    Цінні папери    Корпоративне управління АудитБухгалтерський облікВинахідництвоЕкологіяЕтика. ЕстетикаІнтелектуальна власністьІсторія   Всесвітня історія    Історія України Культурологія   Культура, мистецтво, суспільство    Культурне співробітництво    Менеджмент в галузі культури    Оперне, балетне мистецтво України    Сучасна українська музика    Українська книга    Українське кіно МаркетингМенеджмент   Контроль і ревізія    Корпоративне управління МистецтвоМовознавствоОподаткуванняПедагогікаПраво   Авторське право    Кримінально-процесуальне право    Адміністративне право    Господарче право    Екологічне право    Конституційне право    Кримінальне право    Криміналістика    Кримінологія    Митне право    Міжнародне право    Правоохоронна діяльність    Сімейне право    Соціальне право    Фінансове право    Цивільне право    Цивільне процесуальне право Політика   Державне управління ФінансиПсихологія   Психологія творчості    Організаційна психологія    Психологія конфлікта    Психологія особистості    Педагогічна психологія    Психологія спорту    Юридична психологія Сільське господарствоФілософія

Педагогіка


Матеріали для написання реферату:
 

1. Суть технологии 

До сих пор основным средством обучения школьников была книга. Сегодня же каждый современный человек живет в медиатизированном пространстве. Он должен быть готов ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиа- тексты. По справедливому мнению ведущего специалиста в области медиаобразования профессора А.В. Федорова, «человек, не подготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно ее понимать и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа (если такая манипуляция имеет место), не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств.

 В разные годы проблеме российского медиаобразования были посвящены исследования О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, Ю.М. Лотмана, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др.

 В 1987 г. Совет Европы принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где медиаобразованию придавалось огромное значение. Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России медиаобразование школьников не является обязательным и не входит в школьные учебные программы. Хотя масс-медиа все чаще берут на себя обучающие просветительские функции. Они являются своеобразной «параллельной школой» для юного медиапотребителя, воздействуя как положительно, так и отрицательно. Вот почему медиаобразование сегодня востребовано как никогда.

 Сам термин «медиа» происходит от латинского «тесНа» (средство) и в современном мире употребляется как аналог термина (СМК) — «средства массовой коммуникации».

 В основе медиаобразования лежат материалы средств массовой коммуникации — телевидение, кинематограф, видео, Интернет, интернет-сайты. Именно экран становится новым средством обучения, содержащим то текст, то изображение, то звук или анимацию.

 Уроки с использованием медиатехнологии требуют новых методологических и методических навыков от учителя:

 ·       изменять структуру и содержание традиционных текстовых занятий; 

 ·       разрабатывать систему обучения с использованием экрана, мультимедийных компьютерных систем;

 ·       вводить экранные тексты, экранные художественные произведения, проводить презентации.

 Цели занятий с медиатекстами:

               обучение школьников восприятию медиатекстов различных видов и жанров;

               развитие критического мышления, умений анализа медиатекстов;

               включение медиаинформации в образовательный контекст урока;

               формирование умений находить, создавать, передавать и принимать медиатексты (с использованием различной техники — видео, компьютер, модем, факс, мультимедиа и др.).

 В результате таких занятий обучающийся становится медиакомпетентным:

               осмысленно воспринимает медиатекст;

               интерпретирует, критически анализирует медиатексты, понимает их суть, адресную направленность;

               находит требуемую информацию в различных медиатекстах;

               систематизирует ее по определенным признакам;

               трансформирует визуальную информацию в вербальную и обратно;

               создает собственные медиатексты.

 Способы учебной деятельности при работе с медиатекстами (отражают шесть уровней мышления Блума):

 1.               Репродуктивный. Предполагает пересказ медиатекста учеником непосредственно после просмотра в аудитории или самостоятельно с целью передачи его содержания слушателям.

 2.               Ассоциативный. Отражает восприятие медиатекста через личные эмоции, воспоминания, переживания.

 3.               Объяснительный. Акцентирует внимание на сложных для понимания моментах медиатекста, способствует формированию суждений о медиатексте в целом или о его части.

 4.               Аналитический. Включает анализ структуры медиатекста, языковых и художественных особенностей, точек зрения создателей и медиапотребителей: критиков, зрителей; музыкального и звукового сопровождения медиатекста.

 5.               Классификационный. Определяет место произведения в историческом, экономическом, социальном, политическом контекстах; его жанр, этические и эстетические нормы (наличие и уместность насилия, откровенных сцен и т.п.), психофизиологический уровень (воздействие «эмоционального маятника»: чередование эмоционального комфорта с шоковым состоянием).

 6. Оценочный. Предполагает выявление учеником достоинств медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев.

 2. Технологические приемы и задания с использованием медиатекста 

 Деловые и ролевые игры 

                  «Юридические» ролевые этюды, включающие расследование преступлений главного персонажа медиатекста. Например, при просмотре художественного фильма «Республика ШКИД» учащиеся получают задание проанализировать эпизоды, в которых беспризорники конфликтуют с преподавателями школы-интерната, с точки зрения правонарушений. Учащиеся распределяют между собой роли судьи, прокурора, адвоката и правонарушителя, прогнозируя его поведение на суде, исходя из анализа экранного образа героя. Тем самым реализуется погружение в предмет (правовое воспитание) и осознание истинного вклада педагогов-гуманистов (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский и др.) в воспитание детей-беспризорников, ярко раскрытом в фильме.

                   Театрализованная «пресс-конференция» с «авторами» медиатекста. Учащиеся выбирают «телеведущего», «сценариста», «актеров», «композиторов», «художников» и др. «Журналисты» по ходу занятия задают заранее подготовленные вопросы, а «создатели» фильма отвечают на них, защищая «свое детище».

                   Кинопроба на роль главного героя. Например, ребятам предлагается принять участие в кинопробе на роли Чацкого и Софьи из комедии Грибоедова «Горе от ума». До просмотра телеспектакля участники должны «сыграть» персонаж в эпизоде, наиболее значимом для них, с объяснением своей трактовки исполнения. Далее идет просмотр медиатекста. После чего учащиеся анализируют игру актера в телеспектакле и свою игру.

                   Литературно-имитационные задания. Учащимся предлагается идентифицировать себя со сценаристом и разработать сценарий. Например, продолжение известного литературного произведения или нахождение сюжета для телепередачи, репортажа, интервью из школы. Можно представить себя персонажем, воссоздав психологию, мотивы поступков, лексику героя и обосновать свое видение этой роли.

                   Изобразительно- имитационные задания. Школьник создает по заданию учителя собственный медиатекст (рекламные афиши, фотоколлаж с дорисовками, рисунки, комиксы по мотивам медиатекста). Демонстрирует аудитории свой медиапродукт, защищает его, отвечая на вопросы медиапотребителей. Ребята — члены жюри оценивают творческую работу по заранее выработанным критериям. Знания и умения, полученные при изобразительно-имитационных заданиях и касающиеся «кухни» творческого процесса создания медиатекстов, помогают учащимся точнее выражать свои ощущения, чувства по поводу увиденного и услышанного, косвенно развивают их способности к восприятию медиатекстов и последующему его анализу.

                   Презентация. Использование презентации — анимации (иллюстрации изменения объекта) на уроке, во внеклассной деятельности дает широкие возможности учителю, учащимся продемонстрировать не только умение пользоваться экранной технологией, но и представлять конкретный материал в доступном, занимательном изложении. Виды презентаций могут быть различны, главное — помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии с задачами.

 Виды презентаций и их роль в обучении

 1. Учебный материал — иллюстрации к рассказу. Привязка теоретических понятий к зрительным образам (фото, видео, музыка) воспринимается гораздо интереснее. Нет монотонности изложения, внимание переключается на экран, добавляется зрительное восприятие, изображение создает ассоциативные образы. Скорость обработки видеоинформации гораздо выше аудиоинформации.

 2.               Пояснительные материалы или задачи дают возможность проиллюстрировать элементы, тяжело поддающиеся описанию словами (физические явления, явления природы, химическая структрура и т. д.) или «шаблонные» (процесс выбора, сравнения, анализа). Эти материалы можно повторять неоднократно и самостоятельно изучить при отсутствии на уроках, при повторении материала. Тем самым увеличивается процент учащихся, разобравшихся с материалом, значительно уменьшается количество ошибок.

 3.               Иллюстрация алгоритмов — графические (иллюстративные) алгоритмы воспринимаются и запоминаются гораздо лучше. (Например, просмотр способа подключения прибора, осторожность работы с химическими веществами, техника безопасности, противопожарная безопасность и т. д.)

 4.               Поисково-исследовательские презентации дают возможность представить собранный материал в доступном, занимательном изложении, сделать выборку самого интересного, предложить свой взгляд на информацию. Можно передать другому свои наработки для самостоятельного изучения.

 5.               Представление — реклама продукта или деятельности.

 Этапы использования презентаций на уроках

 1. Объяснение, иллюстрация (презентации учителя) — отработка базовых знаний.

 2.               Создание по одному слайду — объяснению к различным разделам с предварительным домашним «продумыванием» — осталось только воплотить (15 мин урока).

 3.               Демонстрация своего слайда с объяснением (по 3-5 мин).

 4.               Оценивание работ по критериям (логичность, понятность, наглядность) — запись на листах.

 5.               Обсуждение («+» и «-») представленных слайдов, подведение итогов (умение высказать свое мнение, замечание, умение воспринимать чужую критику, умение спорить).

 6.               Опрос (как поняли теорию).

 7.               Обобщающий урок: подготовка к контрольной работе, зачету.

 3. Структура урока 

 При проведении урока с использованием медиатекстов следует учитывать возраст аудитории и цели учебного занятия. Учитель при работе с младшими школьниками, по мнению Л.М. Баженовой, должен:

               расширить зрительский опыт детей;

               познакомить их с языком экрана;

               совершенствовать восприятие ими произведений экрана;

               организовать творческую деятельность как способ освоения экранных произведений;

               использовать комплекс различных видов искусств.

 Понятно, что с изменением возраста учащегося усложняются и задачи, стоящие перед учителем, использующим медиатехнологию. Е.А. Бондаренко считает, что при работе со школьниками средней и старшей ступеней необходимо делать упор на:

               развитие эстетического суждения;

               формирование этической позиции в связи с ситуацией и героями произведений;

               совершенствование представлений о взаимодействии экранных искусств с другими видами искусства.

 Учитывая все возрастающую роль коммуникационных технологий в образовательном процессе, следует отметить активизацию творческих способностей школьников в создании собственных медиатекстов. Чаще всего это презентации-анимации.

 Занятие с использованием медиатекста условно можно разделить на следующие этапы:

 1. Вступительное слово ведущего (учителя или заранее подготовленного ученика). Ведущий сообщает краткую информацию о создателях медиатекста;

               если это экранизация художественного произведения, то следует указать имена режиссера, оператора, сценариста, актеров, композитора и нацелить учащихся на восприятие литературного произведения авторами фильма;

               если это публицистический медиатекст, то следует осветить историко-политический или социальный контекст событий для более продуктивного погружения учащегося в затронутые автором проблемы;

               если это информационный телерадиовыпуск, то необходимо обратить внимание на источник информации, ее аргументированность (учащиеся должны разобраться в выявлении главной и второстепенной информации, ее «типичности», «простонародности», «авторитетности», истинности и ложности;

 — если это компьютерная презентация (о видах презентаций было сказано выше), то следует озвучить цели и задачи, стоящие перед автором данной презентации.

 2.               Коллективный просмотр медиатекста или его фрагмента.

 3.               Обсуждение медиатекста с целью погружения в авторский замысел через разбивку медиатекста на крупные сюжетные блоки (тема и идея медиатекста, его проблематика, система образов; композиционные особенности медиатекста: пейзаж, портрет через крупный план, интерьер и т.д.).

 4.               Выявление степени воздействия медиатекста на аудиторию через анализ эпизодов, вызвавших яркий эмоциональный отзыв.

 5.               Обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателя медиатекста и отражение его в творческой работе (отклик, отзыв, эссе, рецензия, реферат).

 6.               Обсуждение разных точек зрения профессионалов на данный медиатекст.

 Литература:

 Турик Л. А. Педагогические технологии в теории и практике: учеб. пособие. - Р.-на-Д. : Феникс, 2009. - 281 с.

СКАЧАТЬ