Економіка   Економіка підприємства    Історія економіки    Логістика    Страхування    Цінні папери    Корпоративне управління АудитБухгалтерський облікВинахідництвоЕкологіяЕтика. ЕстетикаІнтелектуальна власністьІсторія   Всесвітня історія    Історія України Культурологія   Культура, мистецтво, суспільство    Культурне співробітництво    Менеджмент в галузі культури    Оперне, балетне мистецтво України    Сучасна українська музика    Українська книга    Українське кіно МаркетингМенеджмент   Контроль і ревізія    Корпоративне управління МистецтвоМовознавствоОподаткуванняПедагогікаПраво   Авторське право    Кримінально-процесуальне право    Адміністративне право    Господарче право    Екологічне право    Конституційне право    Кримінальне право    Криміналістика    Кримінологія    Митне право    Міжнародне право    Правоохоронна діяльність    Сімейне право    Соціальне право    Фінансове право    Цивільне право    Цивільне процесуальне право Політика   Державне управління ФінансиПсихологія   Психологія творчості    Організаційна психологія    Психологія конфлікта    Психологія особистості    Педагогічна психологія    Психологія спорту    Юридична психологія Сільське господарствоФілософія

Економіка підприємства


Матеріали для написання реферату:
 

Понятие конкуренции

 Предприятие в рыночной экономике обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.

 Независимость как исходный признак организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

 Взаимодействует с самостоятельностью принцип личной экономической заинтересованности лиц, создавших предприятие. Предприятие в рамках рыночной экономики выступает как источник личной выгоды, и это является одним из ведущих факторов предпринимательской деятельности. Данный фактор, непосредственным образом влияющий на деятельность предприятия, выражается в стремлении организовать работу предприятия так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Однако особенностью товарного производства является то, что предприниматель, преследуя свою сугубо личную выгоду, тем не менее работает на общество, в конечном итоге, удовлетворяя свои интересы, создает более качественные типы продукции.

 Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства заставляет предприятие изыскивать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т.д.

 Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности, или конкуренции, между участниками рыночного обмена.

  

Виды конкуренции

 В процессе развития рыночной экономики характер конкуренции претерпел значительные изменения.

 В классическом виде механизм поддержания рыночного равновесия реализуется в условиях чистой конкуренции.

 Чистая (совершенная) конкуренция возникает при определенных условиях:

      наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

      доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;

      фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли;

      фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

 Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной.

 Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают.

 Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т.п.

 В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль.

 Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.

 Олигополия — рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

 В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3—4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть продукции выпускается 6—8 предприятиями.

 Литература:

 Сафронов H. А. Экономика организации (предприятия) — Магистр, 2009. - 255 с.

Скачать материал одним файлом