Психологія спорту
Психологічні методики:
Оценка спортсменом условий эффективной тренировки (Б. Дж. Кретти)
Спортсмену предлагается оценить по 10-балльной шкале различные факторы, которые помогают ему хорошо тренироваться. В конце списка факторов спортсмен может записать свои факторы. Опросник можно модифицировать под специфику того или иного вида спорта (например, взаимодействие игроков в команде).
№ п/п |
Вопросы теста |
Мало помогает |
Помогает |
Очень помогает |
1 |
Соревнование с товарищем по команде |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
2 |
Частые указания по технике выполнения элементов |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
3 |
Возможность активно тренироваться |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
4 |
Информация о характере интенсивности предполагаемой тренировки (до ее начала) |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
5 |
Соревнование с самим собой |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
6 |
Видеосъемка и другие наглядные пособия |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
7 |
Стимуляция тренеров и его помощников |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
8 |
Поддержка и похвала товарищей по команде |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
9 |
Личная поддержка и внимание тренера |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
10 |
Другие вопросы (укажите, что именно) |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
После проведения опроса членов команды полученную информацию можно использовать следующим образом.
1. Вычисляется сравнительная значимость каждого фактора. При необходимости в тренировочный процесс вносятся коррективы.
2. Прежде чем анализировать средние для всей команды показатели ответов, тренер может сам попробовать предсказать, как, по его мнению, спортсмены оценят каждый из предложенных ответов. В результате сопоставления оценок тренера с действительными ответами спортсменов получают индекс чувствительности тренера, дающий представление о том, насколько мнение тренера совпадает с мнением большинства членов команды.
Достоинством этого метода является не только получение тренером обратной связи, но и то, что, отвечая на вопросы, спортсмены начинают размышлять над построением тренировочных занятий, принимать косвенное участие в их планировании и управлении своей тренировочной работой. Такая демократичность тренера может стимулировать спортсменов и способствовать осуществлению наставником принципа сознательности в тренировочном процессе.
Литература:
Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.