Психологія творчості
Матеріали для написання реферату:
Словарь научных терминов
Беглость — один из показателей дивергентного мышления: количество идей, возникающих в единицу времени.
Вдохновение — состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил.
Воображение — способность фантазировать; домысел, плод фантазии; психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений.
Восприимчивость — один из показателей дивергентного мышления: чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую.
Вундеркинд («чудо-ребенок») — ребенок, опережающий своих одногодок в проявлении какой-либо способности; раннее проявление таланта.
Гениальность — высшая степень проявления таланта; благодаря гениальности рождаются идеи, на многие десятилетия опережающие имеющийся в данный момент уровень развития науки и искусства.
Дивергентное мышление — порождение множества решений на основе однозначных данных.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие высокий уровень проявления психических и психомоторных функций.
Инсайт — внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не поддававшееся человеку.
Интеллект — система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию человека к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач; общая способность к познанию и решению проблем.
Интуиция — процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.
Конвергентное мышление — нахождение единственно правильного решения задачи при наличии многих условий.
Коэффициент интеллекта — количественная мера интеллекта; определяется отношением умственного возраста к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.
Креатив — творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативность — способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.
Метафоричность — один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном — простое.
Мечта — предмет желаний, созданный путем представления или воображения.
Одаренность — то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо деятельности.
Одаренный ребенок — ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.
Озарение — см. инсайт.
Оригинальность — один из показателей дивергентного мышления: способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов.
Склонность — предрасположенность, постоянное влечение к чему- или кому-нибудь.
Способность — ярко выраженное проявление какой-либо познавательной или психомоторной функции, обусловленное врожденными задатками.
Талант — выдающиеся врожденные (природные) качества, особые природные данные (С. И. Ожегов).
Творчество — создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей (С. И. Ожегов).
Фантазия — способность к творческому воображению, измышлению; также — нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
Эвристика — быстрые, упрощенные по сравнению с рациональным обдумыванием способы (или правила) принятия решения.
Литература:
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.