Економіка   Економіка підприємства    Історія економіки    Логістика    Страхування    Цінні папери    Корпоративне управління АудитБухгалтерський облікВинахідництвоЕкологіяЕтика. ЕстетикаІнтелектуальна власністьІсторія   Всесвітня історія    Історія України Культурологія   Культура, мистецтво, суспільство    Культурне співробітництво    Менеджмент в галузі культури    Оперне, балетне мистецтво України    Сучасна українська музика    Українська книга    Українське кіно МаркетингМенеджмент   Контроль і ревізія    Корпоративне управління МистецтвоМовознавствоОподаткуванняПедагогікаПраво   Авторське право    Кримінально-процесуальне право    Адміністративне право    Господарче право    Екологічне право    Конституційне право    Кримінальне право    Криміналістика    Кримінологія    Митне право    Міжнародне право    Правоохоронна діяльність    Сімейне право    Соціальне право    Фінансове право    Цивільне право    Цивільне процесуальне право Політика   Державне управління ФінансиПсихологія   Психологія творчості    Організаційна психологія    Психологія конфлікта    Психологія особистості    Педагогічна психологія    Психологія спорту    Юридична психологія Сільське господарствоФілософія

Психологія конфлікта


Матеріали для написання реферату:
 

1. Различия между социально-политическим и политическим конфликтами

Политика, политические отношения возникают, когда значительно усложняется социальная структура общества и обычными (социальными) методами регулировать отношения между большими социальными общностями (группами, классами, сословиями) становится невозможно. Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать интересы различных социальных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы и осуществлять контроль за их выполнением.
  Под политикой понимаются также отношения между субъектами политического процесса, для которых характерны перманентные состояния конфликта и консенсуса. При этом политическую стабильность можно рассматривать как искусство «балансировки» между различными социальными и политическими силами и тенденциями (искусство компромисса).
  В зависимости от предмета спора и его субъектов выделяют социально-политические и политические конфликты.
Основные отличия социально-политического конфликта от политического заключаются в следующем.
1.В социальном конфликте противоборство происходит между социальными субъектами (индивидами, группами, социальными организациями, движениями и институтами, а в политическом конфликте — между субъектами политики (политическими партиями, институтами, движениями, государствами).
2.Объектом социального конфликта (в узком смысле) являются социальные интересы, потребности, ценности, социальные статусы и т. д.; основным объектом политического конфликта — политическая (государственная) власть и властные отношения.
  Таким образом, политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов политических отношений, объектом которого является власть и властные полномочия.
В отличие от сугубо политического конфликта в задачи социально-политического конфликта не входит захват и удержание власти, по крайней мере со стороны социальных субъектов. Власть (государственные органы, должностные лица) здесь рассматривается лишь как причина возникших социальных проблем и (или) как способ (средство) для достижения желаемых социальных целей. Следовательно, со стороны социальных субъектов предметом (объектом) социально-политического конфликта является не власть как таковая, а конкретные социальные проблемы, для решения которых и возникают политические отношения — отношения по поводу эффективности и (или) легитимности власти. Со стороны политических субъектов (государства и его институтов) власть является основным предметом конфликта, но, как правило, не захват, а удержание и (или) придание видимости эффективности и легитимности власти.
Социально-политический конфликт может трансформироваться в собственно политический. Такая трансформация возможна, если:
• органы государственной власти не хотят или не могут решить возникшие социальные проблемы и противоречия, ставшие причиной социально-политического конфликта;
• конфликтный потенциал социально-политического конфликта достаточно велик для того, чтобы претендовать на власть. В этом случае субъекты социально-политического конфликта трансформируются в субъектов политики и используют ресурсы конфликта для захвата политической власти;
• субъекты политики используют социально-политический конфликт для захвата и удержания власти, т. е. «переводят» его в политический.
Бывает, что и политический конфликт трансформируется в социально-политический. На наш взтляд, возможны следующие варианты такой трансформации:
• стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой значительной части населения. Вовлекая в конфликт социальных субъектов, они расширяют его границы и превращают политический конфликт в социально-политический;
• политический конфликт лишь затрагивает важные интересы значительной части общества. С целью решения насущных проблем в него вовлекаются социальные факторы, и политический конфликт трансформируется в социально-политический.
Таким образом, социально-политический конфликт представляет собой столкновение (противоборство) двух и более социальных и политических субъектов (сторон), причинами которого являются несовместимые социально-политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это любой социальный конфликт, затрагивающий политические отношения, для решения которого необходимо использование политических методов и средств.
  Субъектами и участниками социально-политического конфликта, представляющими оппозиционную власти сторону, являются большие социальные группы и общественные и политические институты (партии, профсоюзы, трудовые коллективы, пенсионеры, молодежь, жители региона, этносы и т. д.). Политические партии и политические лидеры стремятся использовать социально-политический конфликт для достижения своих целей, например, возглавить уже возникший конфликт, инициировать назревающий, перевести конфликт из социальной сферы в политическую.
Социально-политический конфликт является следствием своевременно нс разрешенного социального конфликта. По мнению Д. М. Фельдмана, в любом социальном конфликте присутствует политическая составляющая, если в нем возникают отношения власти и подчинения, борьба ведется за ресурсы и влияние'. Например, если в процессе забастовки работников крупного предприятия или целой отрасли не удается решить социальные (экономические) проблемы, лежащие в основе конфликта, то она может трансформироваться в политическую акцию с требованиями отставки губернатора, правительства, президента. Но политический характер эта акция может приобрести лишь в том случае, если она «заставит» государственные структуры решать возникшие проблемы политическими методами.
Ниже мы не будем акцентировать внимание на различиях между социально-политическими и политическими конфликтами, обозначив их термином «политический конфликт».


2. Особенности политического конфликта

Относительно особенностей политического конфликта существуют различные точки зрения. Проанализировав и обобщив некоторые из них, предлагаем свой вариант наиболее существенных, на наш взгляд, особенностей политического конфликта.
1.Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому социально-политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности.
2.Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты конфликта (государство, политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества).
3.Обусловленность властью (властными отношениями). Как уже указывалось выше, основным объектом политического конфликта является политическая власть. В качестве предмета конфликта могут выступать социальные и политические интересы, а также способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть различного вида противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, трансформировавшиеся в политическое противоборство.
4.Идеологический характер мотивации конфликта. Политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации социального и политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников конфликта. Политическая идеология, как правило, воплощается в программу политической борьбы со своими специфическими целями, задачами и способами распределения ресурсов и захвата власти.
5.Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъекты политического конфликта должны быть организационно оформленными — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.
6.«Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы. Например, основным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко — оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противопоставления сторон в политическом конфликте.
7.Конфликт взаимных намерений сторон. Так, если на обычном рынке конкурируют и «конфликтуют» реальные товары и услуги, то на политическом — предлагаемая «продукция» (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», которые нельзя взвесить или попробовать на вкус. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого «товара», а эффективность его рекламирования — политические PR-технологии, политический маркетинг.
8.Наличие легитимных лидеров. Важную роль в политическом конфликте играют политические лидеры. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами социально-политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. В условиях политического рынка, когда приходится оперировать символической продукцией, от личностных качеств и популярности лидера во многом зависит исход конфликта. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей.
9.Правовые коллизии политического конфликта. Институционализация политического конфликта является одним из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако если для урегулирования последнего предполагается привлечение узкого круга юристов-профессионалов, то противоборствующие стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в него) максимально возможного количества «непосвященных».
Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий) и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая — к социальной (политической) справедливости.
10.Односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется по закону. Однако в режимных политических конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе «законность» и «незаконность» носят взаимопереходящий характер. Незаконные действия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а законные действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Примером манипулирования законностью может служить Октябрьская революция 1917 г. в России.
11.Национальные и социокультурные особенности. История и повседневная практика показывают, что при разработке теории политического конфликта и ее применении необходимо учитывать местные и временные особенности. Например, попытки ускоренной реформации в России бывшей социалистической политической системы по западному образцу привели к трагическим последствиям; попытки внедрения разработанного на Западе сценария «цветной революции» в таких странах, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, не имели успеха. В Сербии, Грузии, Украине сценарий «цветных революций» был осуществлен, но результаты для народов этих стран оказались весьма далеки от ожидаемых. Следовательно, политические события, в том числе и конфликты, всегда имеют национальную, социокультурную, «цивилизационную» специфику.
12. Возможность трагических последствий. Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Социальные революции и мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам.



3. Типология политических конфликтов

Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутригосударственные (внутренние). Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от области спора (сферы жизнедеятельности) можно выделить следующие виды политических конфликтов: политико-экономические, этнополитические, конфессионально-политические, политико-правовые, институционально- политичеекие, идеологические (в том числе имеющие религиозные основания) и др.
Горизонтальные политические конфликты характеризуются тем, что в них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима (например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элиге, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.). Цель горизонтальных конфликтов — совершенствование существующей системы власти (например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п.).
 В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты в основном институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из них носит открытый, публичный характер (например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др.). Но существуют и «скрытые» от общественности конфликты, о которых знает только узкий круг политической элиты.
  Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.
Статусно-ролевые конфликты возникают в процессе борьбы за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.), например, конфликты между центром и регионами в современной России, между правящей и оппозиционной элитами в рамках существующей политической системы и др. Иногда эти конфликты не имеют реального объекта и являются самоцелью. Такой конфликт, как правило, провоцируют политические элиты либо для того, чтобы лишний раз напомнить о себе, либо для того, чтобы отвлечь внимание общественности от насущных политических проблем, которые они не могут или не хотят решать. Например, российские политические элиты периодически поднимают вопрос о захоронении тела В. И. Ленина, тем самым отвлекая население от реальных насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения.
Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.
Выделяют также конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты политических культур, конфликты политической идентификации. В конфликтах ценностей (ценностных ориентаций) противоречия обусловлены различными представлениями о политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В таких конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса «Что делать?».
В конфликте интересов борьба ведется в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится «Как делать?».
  Как и другие социальные конфликты, политические конфликты бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, «мирными», конструктивными, деструктивными. Они могут происходить на уровне центра, региона, отдельного города и района.
Какого бы типа политические конфликты ни возникали в обществе и какими бы причинами они ни были обусловлены, каждый из них «сигнализирует» об имеющихся противоречиях, которые необходимо разрешать.




Литература: 

 
Козырев Г. И. Конфликтология [Текст] : учебник / Г.И. Козырев. - М.: Форум. - [Б.м.] : Инфра-М, 2010. - 304 с.