Дніпропетровщина бібліотечна

2010


Книжкова полиця бібліотекаря - 2010
 


Методичний центр

 ДОУНБ інформує

 

 

 

 

 

 

Шановні колеги!

 

Пропонуємо Вашій увазі анотований список професійних видань, які на сьогодні має у своєму фонді відділ наукової організації та методики бібліотечної роботи ДОУНБ. Сподіваємось, що запропоновані видання зацікавлять Вас і будуть творчо використані у підвищенні професійної компетентності особисто Вами, а також фахівцями ваших бібліотек.

Ксерокопії статей із запропонованих матеріалів можна замовити у відділі наукової організації та методики бібліотечної роботи ДОУНБ

 

49006 м. Дніпропетровськ,

вул. Ю. Савченка, 10,

тел/факс  42-24-54

E-mail: metod@libr.dp.ua

 

1. Алешин, Л.И. Материально-техническая база библиотек [Текст]: учебно-практическое пособие / Л.И.Алешин.– М.: Либерея-Бибинформ, 2008.– 176 с. (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 80).

Пособие является продолжением серии книг известного библиотековеда Л.И. Алешина («Автоматизация в библиотеке», «Аудиовидеотехнические средства в библиотеке», «Безопасность в библиотеке»), объединенных общей темой – материально-техническая составляющая в деятельности отечественных библиотек.

Эта проблематика слабо отражена в специальной литературе, но актуальна для всех библиотек и других информационных учреждений.

В пособии предпринята попытка обобщить существующие знания и методы в данной предметной области. В нем рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, связанные с инженерной инфраструктурой, транспортом и специальной мебелью в библиотеках. Знание новейших достижений науки, техники и эргономики по данному предмету позволит библиотекарям более рационально развивать инфраструктуру, использовать помещения, фонд и технические коммуникации библиотеки для эффективного обслуживания читателей.

Издание может использоваться как учебное пособие для студентов библиотечно-информационного и строительно-дизайнерского профилей, а также как практическое руководство для специалистов других профессий, принимающих участие в строительстве, оснащении и эксплуатации библиотек или иным образом связанных с этой проблематикой, особенно для библиотечных администраторов. Оно представляет интерес для аспирантов и преподавателей, библиотекарей-практиков и информационных работников. 

 

 

 

2. Алешин, Л.И. Проектирование библиотечных  АИС [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Алешин. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 352 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 97).

Пособие является продолжением серии книг известного специалиста, объединенных общей темой – «Материально-техническая база библиотек».

Библиотека исследуется как объект автоматизации – в целом и в качестве совокупности особых подсистем (фонда, каталога, абонемента и др.). Комплексно раскрываются принципы и методы проектирования АИС.

Проанализированы теоретические и практические аспекты проектирования, связанные с организацией баз данных, формированием технического задания, эскизного проекта и т.п. Представлен и раскрыт терминологический аппарат.

Книга предназначена для студентов библиотечно-библиографических, информационных и иных специальностей, аспирантов и преподавателей, библиотекарей-практиков и информационных работников. Она может быть полезна и для широкого круга читателей, в первую очередь – занимающихся компьютерными технологиями в различных организациях.

 

 

 

3. Амлинский, Л.З. Научные библиотеки информационного общества [Текст]: организация и технология / Л.З. Амлинский.– СПб.: Профессия, 2008.– 200 с. – (Сер. «Библиотека»).

Показаны основные тенденции проектирования научных библиотек. Рассмотрено понятие библиотечной функциональности с точки зрения комфортного предоставления услуг, их использования читателями, а также создания наилучших условий труда библиотекарей. Раскрыта роль психологии в проектировании библиотечных зданий. Определены понятия «объект» и «предмет» библиотечно-архитектурной психологии.  Отмечены возможные области ее применения при проектировании читательской зоны. В качестве перспективного направления при расширении читательской зоны, ее связей с другими зонами библиотечного здания указана возможность независимого развития каждой из них. Перспективность такого подхода определяется непредсказуемостью изменения положения библиотек на рынке информационных услуг и их места в информационном обществе в условиях повышения роли знаний в его экономическом и социокультурном развитии.

Издание предназначено для работников библиотек, архитекторов, преподавателей, аспирантов и студентов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.

 

4. Ахмадова, Ю.А. Система менеджмента качества библиотеки [Текст]: учебно-практическое пособие / Ю.А. Ахмадова; науч. ред. В.В. Брежнева.– СПб.: Профессия, 2007.– 264 с. – (Сер.  «Библиотека»).

В пособии рассмотрена система менеджмента качества в деятельности библиотек, обобщены точки зрения на проблемы эволюции библиотечного менеджмента, изучен опыт внедрения системы менеджмента качества в деятельность российских библиотек. Дана характеристика этапов развития менеджмента качества в России и за рубежом. Проанализирована роль персонала библиотеки в системе менеджмента качества. Приведены результаты социологических исследований по проблеме подготовленности библиотекарей Краснодара к внедрению системы менеджмента качества. Представлена инновационная форма развития библиотечных работников – коучинг.

Книга предназначена для руководителей библиотек и библиотечных работников, занимающихся вопросами управления, преподавателей, студентов, аспирантов, всех интересующихся проблемами библиотечного менеджмента.

 

 

 

5. Ахмадова, Ю.А. Организационная культура национальной библиотеки. Региональный опыт. Чеченская Республика [Текст]: моногр. / Ю.А. Ахмадова. – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 136 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 93).

Особенности формирования и развития организационной культуры национальной библиотеки на примере Национальной библиотеки Чеченской Республики впервые становятся предметом рассмотрения в специальной работе.

На основе личного участия в этих процессах, разработки мероприятий по совершенствованию деятельности Национальной библиотеки, анкетирования библиотекарей и читателей, тестирования и системного анализа результатов собственных исследований автор выстраивает модель организационной культуры важнейшего библиотечного учреждения республики. Эта модель находит экспериментальную апробацию в конкретных условиях нынешнего развития библиотеки. Рассматриваемый опыт и теоретические положения монографии могут быть использованы и в практике других национальных библиотек автономных республик Российской Федерации.

При этом данная книга является первым трудом о библиотечном деле в современной Чечне и содержит уникальную фактическую информацию, сопровождаемую взвешенными, методически выверенными оценками. Она представляет несомненный интерес для любого библиотечного работника, преподавателя, студента, увлеченного выбранной процессией.

 

 

 

6. Басамыгина, И.Н., Трофименко, А.А. Кооперация библиотек [Текст]: научно-практическое пособие / И.Н. Басамыгина, А.А. Трофименко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007.– 96 с. (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век »; № 68).

Пособие посвящено исследованию межбиблиотечной кооперации как способа оптимизации использования трудовых, материальных и информационных ресурсов библиотек. В книге проведен системный анализ элементов и процессов, которые могут быть интегрированы в рамках объединения библиотек. Рассчитывается эффективность библиотечной деятельности. Систематизированы направления и формы кооперации библиотек, исследованы условия, механизмы и границы их применения в целях улучшения библиотечно-информационного обслуживания.

Издание адресовано руководителям библиотек различных типов (универсальных, научных, публичных, вузовских, научно-технических) и их подразделений, преподавателям, аспирантам и студентам вузов культуры, ученым-библиотековедам.

 

 

 

7.Бібліотеки України загальнодержавного значення [Текст]: історія і сучасність: Збірник статей / НАН України. Нац. б-ка України ім. В.І. Вернадського; Асоціація бібліотек України; Редкол.: О.С. Онищенко (гол.) та ін. – К.: 2007.- 253 с.

У збірнику вміщені матеріали, які висвітлюють історію становлення та розвитку найбільших бібліотек України як головних бібліотечно- інформаційних структур багатьох міністерств і відомств, важливу складову культурного будівництва  держави. Відомості подано у нерозривному зв’язку з історією держави,  використано багатий фактографічний матеріал, який раніше не був опублікований. Автори статей багато уваги приділяють характеристиці та історії формування унікальних фондів, висвітлюють роль їх засновників, осмислюють сучасні інноваційні процеси у діяльності бібліотек.

Видання адресоване працівникам бібліотек, архівів, музеїв, студентам і викладачам бібліотечних закладів, усім тим, хто цікавиться історією національної культури. 

 

 

8. Библиотековедение, библиографоведение и информатика [Текст]: терминологический путеводитель / Сост. И.Ю. Акифьева, В.С. Антимонова, Г.С. Белякова и др.- М.: Либерея-Бибинформ, 2007.– 104 с.- (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 61).

Терминологический путеводитель предназначен для практического использования библиотечными и информационными работниками. В нем раскрывается содержание основных понятий, относящихся к сфере библиотечной теории и практики. Введены новые термины, отражающие современный уровень развития библиотечно-информационной деятельности (библиографический метатекст, библиографическое общение, медиаграфия и др.). В ряде случаев дана новая трактовка известных терминов с учетом изменившихся реалий.

Путеводитель будет полезен студентам, аспирантам, слушателям системы повышения квалификации, широкому кругу библиотечных работников.



 

9. Библиотечная энциклопедия [Текст] / Российская государственная библиотека. – М. : Пашков дом, 2007. – 1300 с.

 «Библиотечная энциклопедия» (БЭ) – первое фундаментальное справочное издание по библиотечному делу, подготовленное в России. Актуальность подготовки данной энциклопедии определяется необходимостью обобщить значительный потенциал накопленного профессионального знания и сделать его более доступным для широкой библиотечной общественности.

«Библиотечная энциклопедия» представляет собой систематизированный свод сведений, изложенных в сжатом виде более чем в 2000 статей. В основном статьи посвящены библиотечному делу, включая все аспекты теории и практики обеспечения общества документированной информацией, а именно: ее сбор, библиографический учет, хранение, распространение и использование. Значительное место занимают статьи о крупных отечественных библиотеках, библиотечных и смежных по профилю деятельности учреждениях и организациях, в том числе книжных палатах, коллекторах и т.д. Помещены также статьи о национальных библиотеках и библиотечном деле других государств.

Издание предназначено для широкой читательской аудитории – научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, библиотекарей – практиков, специалистов  смежных отраслей, а также для пользователей библиотек.

 

 

 

 

 

 

10. Васильев, В.В. Информационные технологи в библиотечном деле [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Васильев, Н.В. Сороколетов, Л.В. Хливненко.– М.: Либерея-Бибинформ, 2007.– 368 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 60).

Пособие предназначено для изучения программного обеспечения, используемого в библиотеках. При отборе материала авторы ориентировались на современные требования к уровню владения персональным компьютерам, предъявляемые к сотрудникам библиотек. В то же время пособие может стать основой для занятий в средних учебных заведениях, вузах, на курсах пользователей ЭВМ и для самостоятельного обучения работе с программным обеспечением. Темы отобраны в соответствии с государственными стандартами учебных программ Министерства образования РФ для средних и высших учебных заведений по курсу информатики и информационных технологий для библиотечно-информационных факультетов по специальностям: библиотекарь-библиограф, менеджер информационных ресурсов, технолог автоматизированных информационных ресурсов.

Издание рассчитано на широкий круг профессионалов-библиотекарей и библиографов, на преподавателей, аспирантов и студентов. Оно призвано сформировать «джентльменский уровень» культуры общения с компьютером, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. 

 

 

 

 


 

11. Володин, Б.Ф. Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики (Исторический опыт Германии) [Текст] /  Б.Ф. Володин;  СПб.: Российская национальная библиотека,  2002.– 200 с.

В современном обществе научные библиотеки России и других стран мира связаны друг с другом самыми тесными отношениями. Но при этом библиотеки каждой из стран, вовлеченные в процессы мирового взаимодействия, прошли свой специфический, отличный от других государств мира путь. Немецкая научная библиотека представляет собой уникальное явление. Это связано в первую очередь с тем, что Германия является родиной самого типа научной библиотеки, именно здесь научная библиотека сформировалась как институт развития науки и оказалась особенно тесно связанной с процессами формирования и развития научной, образовательной и культурной политики.

Феномен немецкой научной библиотеки рассматривается в контексте особенностей эволюции библиотек в России. Широко рассматривается и исторический опыт других стран Европы и Северной Америки.

Книга представляет интерес, как для библиотечных работников, так и для широкого круга читателей научных библиотек.

 

 

 

 

 

 

 

12. Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации [Текст] / Е.Ю. Гениева. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008. – 208 с.

Монография Е.Ю. Гениевой, известного литературоведа, библиографа, культуролога, посвящена теоретическим и практическим аспектам межкультурной коммуникации в библиотеке. Автор рассматривает современную библиотеку в контексте актуальных культурологических концепций как один из важнейших институтов общества, который не только собирает и хранит документы, но и принимает активное участие в социализации читателей, способствует формированию плюралистического видения и основ толерантного мышления.

Почему Платон считал книги «мертвыми статуями», а Пифагор принципиально не записывал своих мыслей? Отчего наша современность предпочитает чтению зрелищные формы обучения и досуга? В чем состоит секрет и притягательность общения «из уст в уста», «лицом к лицу»? Что такое «плюралистическая» библиотека и чем она отличается от библиотеки «просвещенческой»? Можно ли превратить скучную научную конференцию в увлекательную игру? Отвечая на эти и многие другие вопросы, книга Е.Ю. Гениевой вводит читателя в проблемное поле современной коммуникативистики, социологии чтения, культурной семиотики и будет интересна как специалистам, так и самой широкой аудитории.

 



13. Головина, Г.В. Библиографическое обеспечение досуговой деятельности [Текст]: научно-практическое пособие / Г.В. Головина.– М.: Либерея-Бибинформ, 2008.– 128 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 79).

Издание содержит результаты комплексного исследования отражения досуговой деятельности в библиографических пособиях. В книге обоснована возрастающая роль досуговой деятельности в современных условиях. Многоаспектный анализ первичного документального потока позволил представить видовой состав, тематику, характеристику материальных носителей соответствующих документов. Рассмотрены текущие государственные и научно-вспомогательные, а также популярные и профессионально-производственные библиографические пособия по досуговой деятельности, изучено современное состояние и обоснованы тенденции формирования системы таких изданий.

Обоснованные в работе организационные и методические положения могут найти применение в информационно-библиографической деятельности органов информации и библиотек различных уровней. Издание представляет интерес для библиотекарей, библиографов, студентов и преподавателей вузов культуры, специалистов по организации досуга.

 

 

 

 


 

14. Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления [Текст]: научно-методическое пособие / С.И. Головко.– М.: Либерея-Бибинформ, 2008.– 128 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 83).

Издание посвящено актуальным проблемам, обновления и инновационного переустройства библиотечно-информационной деятельности в связи с изменяющейся ролью библиотечных учреждений, их функций и задач в обновляемом социокультурном пространстве. Автор предлагает эффективные средства и приемы формирования библиотекаря-профессионала (библио-профи): специалиста новой формации, обладающего специальным образованием, профессиональной компетентностью, осуществляющего рекламно-имиджевую коммуникативную политику, обеспечивающего высокий уровень сервисных услуг, владеющего новыми формами поддержания интереса к чтению, способного обеспечить качественное совершенствование развития библиотечно-информационной среды.

Книга адресована преподавателям и студентам вузов и колледжей культуры и искусств, руководителям библиотек, библиотекарям-практикам.

 

 

 

 

 

 

 

15. Гусева, Е.Н. Типология библиотек [Текст]: научно-методическое пособие / Е.Н. Гусева.– М.: Либерея-Бибинформ, 2007.– 152 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 65).

В предлагаемом издании автор предпринимает попытку решить несколько взаимосвязанных задач: установить место, значимость и специфику типологии как метода исследования в библиотековедении; уточнить сходство и отличие типологии от родственных методов исследования; воссоздать историю формирования проблемы типологии библиотек в отечественном библиотековедении на протяжении ХХ столетия; провести анализ состояния данной проблемы в библиотечной науке и практике за рубежом; теоретически обосновать типологию современных российских библиотек, адекватную сегодняшнему уровню развития библиотечной теории и практики.

Книга предназначена для специалистов в области библиотечного дела, историков, философов, социологов. Она призвана служить пособием для преподавателей, аспирантов, студентов библиотечных вузов и колледжей, а также будет полезна всем, интересующимся теоретическими вопросами библиотековедения. 

 

 

 

 

 

 

 

16. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Дрешер. – СПб.: Профессия, 2008. – 272 с. – (Сер. «Библиотека»).

Это первое и не имеющее аналогов учебное пособие, в котором комплексно и системно представлены различные аспекты библиотерапевтического воздействия. Даны основы библиотерапии, общая характеристика специалиста-библиотерапевта, проанализировано взаимодействие библиотерапевта-руководителя и пациента/читателя. Освещаются теория и технология библиотерапевтического процесса, описываются основные средства библиотерапии и библиотерапевтические методики.

Предназначено для студентов вузов культуры, педагогов, практических психологов, социальных работников, работников библиотек, в том числе лечебно-профилактических учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

17. Дрешер, Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Н. Дрешер.– СПб.: Профессия, 2008.– 464 с. – (Сер. «Библиотека»).

Цель пособия – дать основы знаний о процессах создания, переработки и распространения научной информации, их специфике в социокультурной сфере. Рассматривается деятельность информационных служб, описываются применяемые ими прогрессивные технологии, организационные формы и методы работы. Усвоению материала способствуют контрольные вопросы к каждому разделу, что в дальнейшем позволит обучаемым свободно ориентироваться в системе источников вторичной информации, ассортименте услуг информационных органов и, следовательно, осмысленно и оперативно находить необходимые сведения.

Пособие предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы, сотрудников научно-технических библиотек и центров научно-технической информации.

В конце книги приводится обширная библиография. Издание рассчитано на руководителей библиотечных учреждений и их подразделений, слушателей, студентов вузов, работников органов управления культуры и образования, всех сотрудников библиотек.

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Земсков, А.И. Электронная информация и электронные ресурсы [Текст]: публикации и документы, фонды и библиотеки / А.И.Земсков, Я.Л.Шрайберг; под ред. Л.А.Казаченковой, - М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 528 с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Представлен обширный обзорный. Фактический и научный материал по электронным библиотекам, описаны самые современные тенденции в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Приведены аналитические данные о развитии ИКТ в разных странах мира. Уделено внимание информационным ресурсам и электронной информации, электронным публикациям, электронным документам, электронным коллекциям и электронным фондам, а также проблемам авторского права. Освещены вопросы консолидации и кооперации библиотек в электронно-информационной среде.

Книга адресована студентам, преподавателям, практикам библиотечно-информационного дела, всем интересующимся развитием ИКТ в нашей стране и в мире.

   

 

 

 

 

 

 

19. Земсков, А.И., Шрайберг, Я.Л. Электронные библиотеки [Текст]: учебное пособие для студентов университетов и вузов культуры и искусств и других учебных заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг.– М.: ГПНТБ России,  2004.– 130 с.

Разработанное в 2001 году учебное пособие по курсу «Электронные библиотеки» прошло успешную апробацию в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) для студентов, обучающихся по специальности «Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах» (базовая кафедра – кафедра информационных технологий и электронных библиотек). Два года учебно-педагогической и научно-практической работы дали достаточный материал для корректировки некоторых ключевых понятий и внесения дополнений, как в текст пособия, так и в список рекомендованной литературы и в 2003 г. появилось второе издание настоящего пособия. С учетом большого спроса студентов и специалистов на это издание и постоянным обновлением такой актуальной предметной области как «Электронные библиотеки», а также ряда замечаний высказанных коллегами, было принято решение о подготовке и выпуске постоянного, уже третьего издания данного учебного пособия. Учебный план курса, как и прежде, рассчитан на два семестра и включает в себя весь спектр учебных форм: от лекций до контрольных, курсовых и дипломных работ.   

                                   

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

20. Ильяева, И.А., Маркова, В.Н. Стратегическое управление библиотекой [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Ильяева, В.Н. Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – 184 с.

Рассматриваются вопросы стратегического управления современной библиотекой: методология и этапы стратегического управления, стратегическое планирование, маркетинг, специфика управленческой деятельности. Кроме лекционного материала пособие включает контрольные вопросы, образцы инновационных документов, тесты, словарь основных терминов.

Для студентов вузов культуры, изучающих курс «Стратегическое управление библиотекой». Может быть полезно руководителям библиотек, информационным работникам.

 

 

 

 

 

 

 

21. Квалификационные характеристики  должностей работников библиотек [Текст]: справочник / сост. О.Р. Бородин, О.Ф. Бойкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 224 с. - (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 90).

 Справочник содержит тарифно-квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также рабочих должностей сотрудников библиотек, утвержденные в официальном порядке федеральными органами власти. Квалификационные характеристики, включенные в справочник, являются нормативными и регламентируют содержание функций, выполняемых работниками библиотек. На их основе составляются трудовые договоры и должностные инструкции.

 Издание предназначено для руководителей органов управления культуры и библиотечных учреждений, менеджеров, работников отделов кадров библиотек, юристов, представляет интерес для широкого круга специалистов.

 

 

 

 

22. Коряковцева, Н.А. Хрестоматия по информационной культуре [Текст] / Н.А. Коряковцева.– М.: Либерея-Бибинформ, 2007.– 144 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 59).

В книге собраны разнообразные материалы по информационной культуре человека и общества. Представлены наиболее значимые выдержки из произведений классиков информатики, выдающихся историков, социологов, книговедов.

Первый раздел аккумулирует подборки текстов по общим вопросам культуры, связанным с содержанием понятий «цивилизация», «традиции», «культурология», «знание». Второй раздел содержит фрагменты из трудов по истории развития информационной культуры. Охарактеризованы мифологический период накопления информации, рукописная эпоха в истории книжности, возникновение и распространение книгопечатания. Раскрывается содержание «информационных революций» в жизни человечества. Третий раздел посвящен современному и будущему состоянию информационной культуры.

Предлагаемое издание представляет собой первую на русском языке хрестоматию по информационной культуре. Именно поэтому она будет полезна как студентам, так и преподавателям; как библиотекарю, так и автоматизатору; как теоретику, так и практику.

Книга рекомендована Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области прикладной информатики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика в информационной сфере».

 

 

 

 

23. Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ [Текст]: справочник: в 3 т. / Редак. Г.Н. Аганина, И.Е. Королюк.– 6-е изд., испр. и доп.– М.: ГПНТБ России, 2007.– 968 с.

В справочнике приведены данные об ученых, руководящих и ведущих сотрудниках библиотек, библиотечных и информационных учреждений и организаций, органов управления библиотеками, а также вузов культуры Российской Федерации и стран СНГ.

Издание предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы, министерств и ведомств, издательских и книготорговых организаций, организаторов конференций и симпозиумов, работников высшей школы, читателей библиотек.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Михлина, И.И. Краеведческая библиография [Текст]: научно-методическое пособие / И.И. Михлина. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 176 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 89).

В книге излагается впервые созданная в отечественном библиографоведении целостная концепция краеведческой библиографии как самостоятельного вида в системе российской библиографии. Рассматриваются теоретические основы ее функционирования. Обоснованы связанные со спецификой краеведческой библиографии принципы определения ее места в указанной системе, а также соотношение с другими видами библиографии. На этой основе намечены пути оптимизации краеведческой библиографической деятельности. Тема освещена на основе современного подхода к осмыслению функций краеведческой библиографии.

Издание рассчитано на специалистов в области теории и практики библиографии и библиотечного дела, преподавателей, аспирантов и студентов информационно-библиотечных факультетов вузов культуры, а также на широкие круги работников библиотек, в особенности – связанных с краеведением.

 

 

 

 

25. Новейшие тенденции в выставочной деятельности библиотек [Текст] / сост.: Е.М. Ястребова. –  М.: ГПНТБ России, 2006. – 102 с.

В методическом пособии представлены основне формы и методы подготовки, организации и проведения разнообразных выставок. Также обобщен опыт участия российских библиотек в национальных и международных выставках-ярмарках.

Пособие предназначено для работников библиотек, занимающихся рекламно-выставочной деятельностью и организацией мероприятий по связям с общественностью.

 

 


 

26. Общее библиотековедение [Текст]. Часть 2. Учение о библиотеке: хрестоматия. Том 1. / сост.: А.А. Фомина, М.В. Шабалина, М.Н. Колесникова; науч. ред. профессор А.Н. Ванеев.– М.: Либерея-Бибинформ, 2008.– 312 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 84).

Книга является продолжением ранее изданной хрестоматии «Общее библиотековедение. Ч. 1. Теоретические основы» (М., 2007). В ней представлены работы отечественных библиотековедов ХХ – начала ХХІ столетия, посвященные теоретическим вопросам развития и функционирования библиотек и библиотечных систем, анализа библиотечной деятельности, рождения и совершенствования профессии библиотекаря и др.

Хрестоматия предназначена для широкого круга специалистов в области библиотечной и социально-культурной деятельности – руководителей библиотек, культурно-информационных центров, методистов учреждений культуры, библиотекарей, студентов, аспирантов, преподавателей вузов и колледжей культуры и др.

 

 

 

 

27. Общее библиотековедение [Текст]: Часть ІІ. Учение о библиотеке: хрестоматия. Том 2. / сост.: А.А. Фомина, М.В. Шабалина, М.Н. Колесникова; науч. ред. профессор А.Н. Ванеев.– М.: Либерея-Бибинформ, 2008.– 544 с. – (Сер. « Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 85).

Книга является продолжением ранее изданной хрестоматии «Общее библиотековедение. Ч. 1. Теоретические основы» (М., 2007). В ней представлены работы отечественных библиотековедов ХХ – начала ХХІ столетия, посвященные теоретическим вопросам развития и функционирования библиотек и библиотечных систем, анализа библиотечной деятельности, рождения и совершенствования профессии библиотекаря и др.

Хрестоматия предназначена для широкого круга специалистов в области библиотечной и социально-культурной деятельности – руководителей библиотек, культурно-информационных центров, методистов учреждений культуры, библиотекарей, студентов, аспирантов, преподавателей вузов и колледжей культуры и др.

В томе 2 части ІІ предлагаемой хрестоматии рассматриваются две основные темы: «Библиотечная профессия» и «Типология библиотеки». 

 

 

 

28. Общее библиотековедение [Текст]. Ч. ІІІ. Учение о библиотечном деле: хрестоматия / сост.: М.Н. Колесникова, Е.В. Мокшанова; науч. ред. проф. А.Н. Ванеев.– М.:  Либерея-Бибинформ, 2008.– 368 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 86).

Издание является завершающим выпуском ранее изданной хрестоматии «Общее библиотековедение. Ч. 1. Теоретические основы» (М., 2007) и «Общее библиотековедение. Ч. ІІ. Учение о библиотеке» (Т. 1-2. – М., 2008). В нем представлены работы отечественных библиотековедов ХХ – начала ХХІ века, посвященные вопросам развития библиотечного дела, закономерностям функционирования библиотек и библиотечных систем, созданию системы управления библиотечным делом и др.

Книга предназначена для широкого круга специалистов библиотечной и социально-культурной деятельности – руководителей библиотек, культурно- информационных центров, методистов учреждений культуры, библиотекарей, студентов, аспирантов, преподавателей вузов и колледжей культуры и др.

 

 


29. Пашин. А.И. Управление библиотечным делом: системный подход [Текст]: учебно-методическое пособие / А.И. Пашин. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 95).

Пособие написано в связи с утверждением Министерством образования и науки РФ Примерной программы дисциплины «Управление библиотечным делом» для высших библиотечно-информационных учебных заведений. 

В книге нашли отражение: эволюция взглядов на библиотеку и библиотечное дело ученых, писателей, библиотечных деятелей; история развития библиотечного обслуживания населения и создания системы управления библиотечным делом в России; формирование российского законодательства, регулирующего библиотечно-информационную деятельность; основы и принципы управления библиотечным делом. Исследуются проблемы управления отраслью на современном этапе, раскрываются закономерности и особенности его развития, условия взаимодействия с внешней средой. Анализируются новые законодательные акты в сфере библиотечного дела и смежных областях.

Издание предназначается преподавателем и студентам библиотечно-информационных факультетов, работникам библиотек, руководителям органов управления культурой.

 

 

 

 

 

 

30. Суслова,  И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой [Текст]: учебное пособие / И.М. Суслова, Т.Е. Дубенок.– СПб.: Профессия, 2008.– 192 с. – (Сер. «Библиотека»).

Учебное пособие посвящено ключевому звену управления – организации информационно-библиотечной деятельности. Особую актуальность данной проблематике придает принципиально изменившийся характер внешней среды библиотеки в условиях информационной эры: от стабильной, определенной – к нестабильной, отличающейся беспрецедентными темпами и сложностью изменений. Сегодня требуется намного больше разнообразия управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и к внутренним изменениям.

Авторы учебного пособия ставят своей целью помочь действующим и будущим руководителям библиотек определить собственные управленческие  позиции и подходы в решении организационных проблем, используя достижения современной теории организации.

Пособие предназначено широкому кругу читателей, осваивающих методологию управления и организации. Книга будет интересна руководителям библиотек, студентам вузов, слушателям системы повышения квалификации по специальности «Менеджмент информационно-библиотечных ресурсов».  

 

 

 

31. Трушина, И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран [Текст] / И.А. Трушина. – М.: «Издательство ФАИР», 2008. – 272 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

В основе книги – изучение сущности этических взаимоотношений библиотекарей с читателями, коллегами, начальниками и работниками вышестоящих органов, возникающих в ходе библиотечной деятельности. География книги охватывает 37 стран с четырех континентов.

Рассматриваются основные понятия библиотечной этики, принятые национальными профессиональными ассоциациями, поскольку именно в кодексах отражаются этические ценности профессионального сообщества.

 

 

 

 


 

 

32. Управление библиотекой / медиатекой гимназии [Текст]: практическое пособие / под общ. ред. О.Р. Старовойтовой, Т.В. Захарчук; Фонд поддержки образования (Санкт-Петербург); Гимназический союз России.– СПб.: Профессия, 2008.– 288 с. – (Сер. «Школьная библиотека ХХІ в.»).

В пособии рассмотрены основные проблемы нормативно-методического обеспечения библиотек / медиатек гимназий, очерчены пути их информатизации, приведены показатели качества деятельности, описаны современные подходы к формированию информационной компетентности учащихся в условиях библиотеки / медиатеки общеобразовательного учреждения.

Издание предназначено для руководителей общеобразовательных учреждений, руководителей и сотрудников библиотек общеобразовательных учреждений разного уровня, а также для преподавателей, студентов и аспирантов педагогических вузов и вузов культуры.

 

 

 

 

 

 

33. Фомина, А.А. Рынок документной продукции [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Фомина, - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 72 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 94).

Цель данного пособия – содействие изучению новейших реалий современного книжного рынка. В нем отражено противостояние традиционного и электронного способа тиражирования изданий, рассмотрены методы использования информационных технологий субъектами российского рынка документов.

Основное содержание книги составляют три крупных раздела: «Проблемы книжного рынка», «Бестселлеры», «Партнерство и борьба за рынок сбыта». В текст  включены практические задания.

Издание рассчитано на студентов и преподавателей вузов библиотечного и информационного профиля, полиграфистов, книгораспространителей, библиотекарей и книговедов.

 

 



 

34. Царёва, А.В. Библиотечно-информационное образование во Франции [Текст]: научно-методическое пособие / А.В. Царева.– М.: Либерея-Бибинформ, 2007.– 184 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; № 62). 

В пособии рассматриваются структура и менеджмент библиотечно-информационного образования, проблемы и методы подготовки соответствующих специалистов во Франции. Охарактеризованы статус и эволюция библиотечно-информационной профессии, дана типология специализаций и должностей. Выявляется специфика французского образовательного процесса, программ, уровней обучения, проводится сравнительный анализ систем образования во Франции и России. Автор базируется на изучении опыта основных библиотечно-информационных школ Франции, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации.

Пособие имеет практическую направленность. Оно предназначено для широкого круга специалистов библиотечного профиля, но при этом может с успехов использоваться в преподавательской работе вузов, ведущих подготовку кадров библиотекарей, архивистов, документоведов, информационных работников.

 

 

Матеріал підготувала Чопова Т.Ж,  провідний бібліотекар відділу наукової організації і методики бібліотечної роботи ДОУНБ