Соколовская М.  

Выплаты и справки для беженцев

//Медиа-Курьер в Украине. - 2016. - №29. - С.10  ( 19.07.2016 )

 С целью введения единых подходов к исполнению выше указанных постановлений и согласно протокольному решению от 16 июня 2016 года (по результатам селекторного совещания под председательством вицепремьера Павла Розенко относительно организации работы по вопросам социальной защиты внутренне перемещенных лиц) Министерство социальной политики Украины дало разъяснения по наиболее актуальным вопросам, связанным с этой проблемой.

 

О сроках действия справок внутренне перемещенных лиц

 

Справки, которые были выданы внутренне перемещенным лицам с 13 января 2016 года (включительно), являются действительными и действуют бессрочно, несмотря на отсутствие соответствующей отметки Государственной миграционной службы Украины (далее — ГМС), кроме справок, действие которых было отменено на основаниях, предусмотренных статьей 12 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" (далее — Закон), а также справок, в которых адресом местожительства внутренне перемещенного лица указан адрес местонахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица публичного права, его подразделения, любого другого помещения, по которому внутренне перемещенное лицо фактически не проживает.

 

Те справки, которые были выданы внутренне перемещенным лицам до 13 января 2016 года и которые были действительны на момент вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц", также являются действующими и действуют бессрочно, кроме справок, действие которых было отменено на основаниях, предусмотренных статьей 12 Закона, а также справок, в которых адресом местожительства внутренне перемещенного лица указан адрес местонахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица публичного права, его подразделения, любого другого помещения, в котором внутренне перемещенное лицо фактически не проживает.

 

Справки, в которых адресом местожительства указан адрес местонахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица публичного права, его подразделения, любого другого помещения, ПО которому внутренне перемещенное лицо фактически не проживает, действуют до 20 июля 2016 года.

 

.Чтобы избежать случаев прекращения выплат внутренне перемещенным лицам после 20 июля 2016 года, они должны информировать структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения о своем фактическом местожительстве и до 20 июля 2016 года получить новую справку внутренне перемещенного лица.

 

О получении отдельной справки на детей в случае, если информация о ребенке была внесена в справку одного из родителей

 

Отдельные справки на детей выдаются внутренне перемещенным лицам лишь при необходимости, в случае обращения одного из родителей или законного представителя ребенка. При этом справка того из родителей, в которую была включена информация о ребенке, подлежит замене с выдачей новой справки без включения в нее информации о детях.

 

Сведения о родителях в справку ребенка не вносятся.

 

О продолжении осуществления социальных выплат, в том числе пенсий, по справкам, которые были действительны на дату вступления в силу правительственного постановления № 352 (от 11.06.2016 г.)

 

 

Выплаты, которые по состоянию на 11 июня 2016 года проводились по действительным справкам, продолжаются. В срок до 14 декабря 2016 года структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения проводит обследование места фактического проживания внутренне перемещенного" лица, о чем составляется акт обследования матери альнобытовых условий семьи по форме, установленной Минсоцполитики. Следующее обследование проводится на протяжении шести месяцев с момента даты составления предыдущего акта.

 

О порядке возобновленя социальных выплат (в том числе пенсий) по справкам, которые утратили силу или были отменены согласно статье 12 Закона до вступления в силу постановления Кабинета министров Украины № 352

 

Возобновление социальных выплат по справкам, которые были отменены по статье 12 Закона, осуществляется после выдачи новой справки согласно Порядку назначения (возобновления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденному постановлением Кабинета министров Украины от 08.06.2016 г. № 365.

 

В случаях, когда отмена справки на основаниях, определенных в статье 12 Закона, произошла до вступления в силу постановления Кабинета министров Украины от 08.06.2016 г. № 365 (14.06.2016 г.), норма относительно повторного назначения социальных выплат лишь через шесть месяцев не применяется.

 

Выплаты таким лицам возобновляются со дня обращения их в орган, осуществляющий соответствующие социальные выплаты.

 

ЕСТЬ ВОПРОСЫ

 

Комментарий юриста благотворительного фонда "Восток— SOS" Ольги Аношкиной:

 

Сейчас у нас в стране более 1,5 миллиона переселенцев. И большая часть из них долгое время не получала соцвыплат. Не начислялись пенсии, помощь малообеспеченным семьям, одиноким матерям. Эти общеобязательные социальные выплаты для временно перемещенных лиц теперь будут регламентироваться новым порядком. В частности, постановление № 637 с внесенными изменениями касается процесса контроля выплат для переселенцев и порядка восстановления начислений.

 

Условием возобновления социальных выплат должен стать акт обследования жилищ нобытовых условий внутренне перемещенных лиц. Если анализировать нормы данного порядка, когда поводом для проверки может стать информация, которая "якобы подтверждает отсутствие лица по месту принятия его на учет", можно с уверенностью говорить, что необходимость такого акта существенно усложняет для переселенцев процедуру восстановления их социальных выплат. Но наихудшее в том, что это занимает очень много времени. Сегодня у государства нет ресурсов, чтобы проводить проверки — акты обследования — надлежащим образом и быстро.

 

Для этого должна быть разработана хорошая стратегия. Но я не считаю, что даже адресная помощь требует какихто дополнительных проверок. Потому что в любом случае, чтобы ее получить, каждые полгода лично нужно прийти в Ощадбанк и написать заявление на продление помощи. Так что идентификация уже будет происходить в любом случае. Иначе помощь человеку просто не продлят. То есть его уже контролируют. Поэтому дополнительные средства контроля переселенцев просто не нужны.

 

Возобновление социальных выплат (в том числе пенсий) по справкам, которые были действующими по состоянию на 13.01.2016 г., но в которых отсутствовала отметка ГМС, осуществляется согласно Порядку назначения (возобновления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам по решению комиссии со дня прекращения выплаты.

 

О порядке выдачи справки внутренне перемещенным лицам до внесения изменений в программное обеспечение

 

До поступления в регионы доработанного программного обеспечения (ориентировочно 30.06.2016 г.) необходимые реквизиты в форму справки вносятся должностным лицом структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения в ручном режиме. При этом запись в справку утверждается должностным лицом и скрепляется печатью структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения.

 

Если потеряны документы

 

Люди до сих пор продолжают выезжать из Донецкой и Луганской областей в другие регионы Украины. Среди "новеньких" и ранее переехавших немало тех, кто по разным причинам остался без "жизнеобеспечивающих" документов. А это, естественно, усложняет получение статуса переселенца и социальных выплат.

 

Если вы остались без паспорта, необходимо обратиться в милицию и Миграционную службу с заявлением об утере или краже документа.

 

Заявление, зарегистрированное в органах внутренних дел, дает основание для получения справки, необходимой для фактического подтверждения утраты гражданином паспорта. Когда факт утраты паспорта задокументирован, следует обратиться в подразделение миграционной службы Украины или Центр административных услуг по месту фактического проживания. Предварительно нужно собрать необходимый пакет документов:

 

           справка из милиции, подтверждающая факт подачи заявления об утере паспорта;

 

           другие документы, удостоверяющие вашу личность: водительское/пенсионное удостоверение, загранпаспорт, военный билет;

 

           свидетельство о рождении ребенка (детей), справка о состоянии семьи, свидетельство о заключении/расторжении брака, выписка о снятии с регистрации;

 

           написанное лично заявление о выдаче паспорта взамен утраченного.

 

К перечисленному пакету документов необходимо приложить три фото 3,5x4,5, а также квитанцию об уплате госпошлины, которую вам выдадут по месту обращения. Как правило, новый паспорт выдаётся в течение 30 дней.

 

Если утеряно свидетельство о присвоении идентификационного кода налогоплательщика, нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту проживания. ИКН вам помогут восстановить в течение 7 дней.

 

Для восстановления пенсионного удостоверения необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту фактического проживания. С собой стоит иметь ИКН и паспорт плюс копии этих документов. Бланк заявления на восстановление удостоверения выдадут в Пенсионном фонде.

 

Если нужно восстановить свидетельство о рождении, понадобятся бланк заявления, квитанция об уплате госпошлины и паспорт. Если утеряно свидетельство несовершеннолетнего, все хлопоты лягут на плечи родителей или опекунов (при получении дубликата документа взимается налог).

 

Свидетельство о браке, как и свидетельство о рождении, восстанавливается в любом РАГСе. На месте пишется заявление, в котором указываются обстоятельства утраты "корочки" и паспортные данные супругов. К заявлению надо приложить квитанцию об уплате госпошлины за выдачу нового свидетельства.

 

Несложно восстановить и свидетельство о разводе, но здесь достаточно обращения одного из экссупругов. В заявлении на восстановление документа необходимо указать ФИО обоих супругов на момент расторжения брака, место и дату расторжения брака.

 

Если утерян аттестат зрелости выпускника, обратитесь в департамент образования, который направлял ребёнка в школу по новому месту проживания. Специалисты департамента отправят запрос на получение личного дела школьника по прежнему месту его обучения.