Никончук Андрей  "Расходы на отопление подъездов и других мест общественного пользования будутраспределяться..."
//Факты и комментарии. - 2017. - №113. - С.5  ( 10.08.2017 )

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», на днях вступил в силу Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». Этот документ содержит основные правила установки счетчиков воды и тепла, а также механизмы начисления и взимания платы за коммунальные услуги. По замыслу авторов закона, за два года все здания в стране должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды. Подробнее о новом законе «ФАКТАМ» рассказал исполнительный директор Ассоциации управляющих многоквартирными домами и Украинского института анализа и менеджмента политики кандидат юридических наук Андрей Никончук.


— Как будет рассчитываться плата за воду и тепло после повсеместной установки домовых счетчиков?
— Методики распределения между собственниками жилья объемов потребленных в доме коммунальных услуг пока нет, хотя ссылки на эту методику в законе есть и Кабинету министров поручено ее разработать. В статье 10 закона приведены некоторые основные параметры расчетов платы за полученные услуги водоснабжения и отопления, определены зависимости между теми потребителями, у которых есть индивидуальные счетчики, и теми, у кого их нет. Это дает понимание основных принципов, однако пока нет подробной информации о том, как именно будут формироваться счета. Впрочем, некоторые ситуации с учетом изложенных принципов уже моделировать можно.
В частности, согласно закону, если в доме, оборудованном общим прибором учета воды, 99 процентов квартир имеют индивидуальные счетчики, то разница между показаниями общего узла учета и суммой данных индивидуальных счетчиков ложится на плечи 1 процента жильцов, не установивших приборы в своих квартирах. В результате люди, которые по каким-то причинам не оборудовали свое жилье счетчиками, с большой долей вероятности станут заложниками халатного отношения к своим обязанностям сотрудников ЖЭКов, работников коммунальных служб, допустивших утечки воды во внутридомовой системе водоснабжения и отопления. В принципе, сегодня именно так и происходит.
После установки общедомового прибора коммерческого учета, как, впрочем, и до того, за состояние внутренних сетей отвечает либо балансодержатель дома (коммунальная форма управления), либо некоммунальная эксплуатирующая организация, у которой здание может и не находиться на балансе, либо объединение собственников многоквартирного дома (в случае создания ОСМД и определения его как субъекта, который управляет домом). Поэтому если управляющая организация не удосужилась провести качественный ремонт труб, то вся вода, которая пропадет после прохождения через общедомовой счетчик и до попадания в квартиры, будет распределена между владельцами жилья, не оборудованного счетчиками. То есть в случае, когда в подвале протекает труба, за всю воду, которая вытечет в течение месяца, придется платить тем, кто не защитил себя, установив счетчик в квартире. Поэтому-то отдельным потребителям и приходили колоссальные счета за воду еще до принятия Закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».
Уверен, что после вступления в силу нового закона, приборы учета воды и тепла в своих квартирах будут ставить все, кто по каким-то причинам не сделал этого раньше. Считаю, что квартирные счетчики — это последняя линия защиты интересов потребителей от халатности и злоупотреблений ЖЭКов и прочих управляющих организаций, не обеспечивших исправность внутридомовых коммуникаций.
— Давайте рассмотрим ситуацию, когда во всех квартирах многоэтажки есть приборы учета. Как будут производиться расчеты — по показаниям домового или квартирных счетчиков?
— Закон дает более или менее четкое разъяснение. Возьмем для примера приборы учета воды, так как зданий, полностью оборудованных квартирными счетчиками тепла, в Украине пока очень мало. Для расчета каждый месяц берутся две цифры — показания общедомового счетчика и сумма показаний всех квартирных приборов. Если эти цифры совпали, то прекрасно! Значит, все внутренние коммуникации исправны, никто из жильцов не химичит со своим счетчиком, нет воровства воды и так далее. Но, к сожалению, такая ситуация маловероятна. Во-первых, большинство домов имеют внутренние протечки воды из труб, во-вторых, класс точности домового и индивидуальных счетчиков может отличаться. У последних он, как правило, выше, то есть квартирные приборы считают более точно и четко показывают объемы потребленной воды, а у общедомовых класс точности бывает ниже, за счет чего они показывают несколько больший объем воды, поступившей в дом, и этот объем нужно на кого-то распределять.
Можно точно сказать, что в этом случае оплачивать разницу между показаниями домового и квартирных счетчиков будут все владельцы жилья. А вот как и в каких пропорциях они это будут делать, вам пока никто не скажет. Дело в том, что по закону соответствующие механизмы и методики расчетов должен разработать и утвердить Кабинет министров. Пока этого не произошло, поскольку только на прошлой неделе закон был подписан президентом.
— То есть выходит, что людям придется платить из своего кармана за то, что сантехники ЖЭКа не ремонтируют трубы? Могут ли жильцы дома в таком случае добиваться справедливости?
— В законе есть норма, согласно которой в случае выявления утечек внутри здания граждане, которым были начислены необоснованные платежи, имеют право обратиться к «виновному лицу» с целью проведения перерасчета. Однако это «лицо» еще нужно найти и доказать его вину. Представим ситуацию, когда показания домового счетчика заметно выше суммы показаний всех квартирных приборов. Возникает вопрос: как простые жильцы смогут выявить и проверить, куда уходит эта разница в объеме потребленной воды? Ведь ЖЭК или другая эксплуатирующая организация никогда не признается в том, что утечка возникла по их вине. Даже если есть прорыв в трубе, жэковский сантехник незаметно его заделает, и вы не сможете доказать, что прорыв произошел именно из-за халатности сотрудников эксплуатирующей организации.
Пока что людям остается только верить информации, предоставляемой сотрудниками эксплуатирующей организации, и надеяться на их порядочность. К сожалению, при нынешнем отсутствии конкуренции в коммунальной сфере организаций, действительно добросовестно выполняющих свои обязанности, крайне мало. Тем более что сейчас для большинства домов нет механизма, позволяющего жильцам контролировать состояние коммуникаций. Исключение составляют дома, в которых созданы и действуют ОСМД. Я очень надеюсь, что в новой методике, разрабатываемой Кабмином, такой механизм появится.
— Представим ситуацию, что в многоэтажке установлен только домовой счетчик воды, а индивидуального прибора учета нет ни в одной квартире. Как тогда будет распределяться плата за воду?
— Сейчас, пока домовые счетчики не установлены, люди платят по утвержденным местными властями нормативам. Но когда в здании появится прибор учета, начисления будут производиться по количеству жильцов, зарегистрированных в каждой квартире. То есть общий объем воды, потребленной домом за месяц, будет разделен на количество прописанных в этом доме граждан — независимо от площади квартир. Площадь же учитывается только при расчете потребления тепла, но об этом мы поговорим отдельно.
— Допустим, в трехкомнатной квартире прописана одна бабушка, которая сдает жилье десятку студентов или заробитчан. Тогда выходит, что фактически за большую часть использованной квартирантами воды заплатят другие жильцы дома?
— Совершенно верно, такое происходит сплошь и рядом. В этой ситуации эксплуатирующей организации, которая формально должна контролировать количество проживающих, на самом деле все равно. Для нее главное, чтобы весь объем израсходованной воды был оплачен, не важно кем. А вот жильцы дома, напротив, очень заинтересованы в том, чтобы выявлять факты проживания незарегистрированных граждан. Правда, реального механизма влияния у жильцов пока нет. Я очень надеюсь, что в правительственной методике к новому закону будут учтены и такие ситуации, что будут предусмотрены какие-то формы контроля, актирования, фиксации фактов, когда зарегистрирован один человек, а услугами пользуется гораздо больше людей.
Кстати, давайте представим противоположную, но не менее распространенную ситуацию: в квартире, не оборудованной счетчиками, зарегистрированы пять человек, а проживает только один. Начисления по нормам потребления идут на пятерых. Как сделать так, чтобы не платить за временно или постоянно отсутствующих? Сейчас эта формула существует и предусматривает обращение владельца лицевого счета в ЖЭК, составление акта о фактическом количестве жильцов, предоставление подтверждающих документов. Затем должен быть проведен перерасчет. Но такой механизм довольно сложен, имеет много бюрократических нюансов. Поэтому я надеюсь, что и эта ситуация будет урегулирована в новой методике.
А еще нужно понять, как бороться со злополучными магнитами, с помощью которых некоторые пользователи вмешиваются в работу счетчиков, замедляя работу вычислительных механизмов и занижая их показания. В результате будет увеличиваться разница между показаниями общедомовых и квартирных счетчиков. Эта разница будет считаться как потери, а их объем и финансовые расходы распределятся между всеми добросовестными потребителями. В целом существует до десятка подобных ситуаций, которые требуют четкого разъяснения и однозначного трактования... З повним текстом можна ознайомитись у відділі періодики за адресою : пр. Д. Яворницького,18, а також на сайті газети: http://fakty.ua/242857-schetchiki-dolzhny-byt-zacshicsheny-chtoby-nikakimi-magnitami-nelzya-bylo-povliyat-na-pokazaniya