Жукова А.  Вдохнуть жизнь
// Сегодня. - 2016. -№ 56. - С. 25  ( 25.03.2016 )

Специалисты реставрационной мастерской музея им. Яворницкого ежегодно возвращают к жизни около ста различных произведений искусства: старинную мебель, иконы, картины, предметы быта. Реставраторы, а их здесь работает около десятка, должны хорошо разбираться во всех тонкостях создания этих предметов. Любая работа начинается с определения недостатков и дефектов, однако задача мастера не просто устранить проблему, а сделать это так, чтобы все в старинном предмете выглядело гармонично.
Икона «Спас Нерукотворный» является произведением искусства конца XIX века. Ее декоративная отделка представляет из себя серебряный оклад и роскошную резную раму-киот, которые выполнены в народном стиле. Находившуюся в плачевном состоянии икону вернул к жизни реставратор Сергей Передери й. Этот мастер считается одним из самых лучших в Украине, в музее он работает уже более 35 лет. На его счету — стажировки в мастерских Киева, Харькова и даже Санкт-Петербургского Эрмитажа.

 
ПЕРСИДСКАЯ ПТИЦА УДАЧИ ИЗ ЖЕЛЕЗА
Павлин из железа был отлит в Персии в конце XVIII — начале XIX веков. Работы с ним было много, ведь мастера отмечают, что ни один металл не подвержен столь сильному разрушению, как железо и его сплавы. Произведение искусства пришлось вымачивать в растворе сульфаминовой кислоты и даже помещать в специальную влажную камеру, чтобы отчистить от хлоридов, которые могли погубить статуэтку окончательно. К слову, этого павлина в музее считают счастливым — при работе над ним у реставраторов, одного за другим, свершались радостные события в жизни и решались давние проблемы.

ИКОНОСТАС ОЛОНЕЦКОГО ПОЛКОВНИКА
Иконостас с изображением апостолов Петра и Павла был создан в 1839 году полковником Павлом Гогиновым, командиром Олонецкого полка, для проведения церковных служб во время походов. Когда триптих попал в руки реставраторов, киот — особый шкафчик — был сильно поврежден. Однако мастерам удалось восстановить реликвию практически в первозданном виде.

САМАЯ ТРУДОЕМКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ИЗ ВСЕХ
Вышитая гобеленовым швом картина под названием «Сценка на природе» некогда находилась в коллекции знаменитого архитектора Екатеринослава Александра Красносельского. Реставратор Дмитрий Коваленко полностью восстановил картину в 2003 году. Реставрация гобеленов считается одной из самых сложных и трудоемких в декоративно-прикладном искусстве, ведь на нее уходят месяцы. Кроме того, специалисту нужно знать различные техники, которыми выполняется гобелен.
Полный текст смотри в отделе периодики по адресу пр.Д.Яворницкого,18.