Руденко Ирина Гибель команды "Пахтакор": трагедия, которой невозможно было избежать
// Комсомольская правда в Украине. - 2017. -№ 42. - С. 12 ( 09.03.2017 )
Подробности гибели "Пахтакора" до сих пор скрывает гриф "Секретно". Среди озвученных версий на протяжении нескольких десятилетий звучало и то, что самолет якобы сбила ракета, и то, что виноват чуть ли не сам Брежнев. К бархатному сезону генсек перебирался на свою правительственную дачу в Крыму, где проводил застольно-рабочие встречи. К нему то и дело летали в гости разные высокие чины. Летали, естественно, самолетами, для которых была открыта "правительственная высота". В то злополучное утро в районе, где столкнулись ТУ, был правительственный Ил-62 с членом ЦК КПСС на борту. "Высота" для других лайнеров была закрыта.Диспетчеры получили срок по максимуму
Тогда во всем обвинили диспетчеров - Владимира Сумского и Николая Жуковского, координировавших движение авиалайнеров. Жуковский не увидел, что оба Ту-134 летят наперерез друг другу практически на одной высоте. Заметивший опасность столкновения буквально за пару минут до того, как оно должно было произойти, Сумской незамедлительно передал приказ одному из бортов набрать высоту. Услышав в эфире ответ на свою радиограмму "Вас понял", диспетчер был уверен, что дело сделано. Однако по какому-то трагическому стечению обстоятельств сообщение, предназначавшееся для одного из пассажирских самолетов, перехватил радиоприемник правительственного "Ила", летевшего в том же секторе на большей высоте. Именно он и поднялся повыше, "Ту" же стремительно приближались друг к другу. Обоих диспетчеров через девять месяцев приговорили к 15 годам лишения свободы.
- Основная причина - это то, что закрыли верхние эшелоны для всех самолетов, поскольку должен был лететь правительственный экипаж из Крыма в Москву, - рассказал "КП" в Украине" летчик с 40-летним стажем, бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда Константин Проскура. - Получилось, что гражданские самолеты оказались ограниченными в передвижениях по высоте. Тот самолет, что летел из Воронежа в Кишинев, постоянно просил: "Дайте мне десять тысяч, дайте мне повыше", ему же отвечали: "Нет, только на 8400". Получилось, что Ту-134, летевший на Минск и находившийся на той же высоте, ударил крылом второй самолет по хвосту. В минуты падения летчики говорили: "Виновата трасса", то есть все совпало так, что уйти на другую высоту было невозможно.
З повним текстом можна ознайомитись у відділі періодики за адресою : пр. Д. Яворницького,18, а також на сайті газети: http://kp.ua/incidents/569192-hybel-komandy-pakhtakor-trahedyia-kotoroi-nevozmozhno-bylo-yzbezhat