Дніпропетровщина бібліотечна


Книжкова полиця бібліотека - 2012
 




Методичний центр ДОУНБ інформує


Шановні колеги!

 

Пропонуємо Вашій увазі анотований список професійних видань, які на сьогодні має у своєму фонді відділ наукової організації та методики бібліотечної
роботи ДОУНБ. Сподіваємось, що запропоновані видання зацікавлять Вас і будуть творчо використані у підвищенні професійної компетентності особисто
Вами, а також фахівцями ваших бібліотек.
Ксерокопії статей із запропонованих матеріалів можна замовити у відділі наукової організації та методики бібліотечної роботи Дніпропетровської обласної
наукової бібліотеки ім. Первоучителів слов’янських Кирила і Мефодія

 

 

49006 м. Дніпропетровськ,
вул. Ю. Савченка, 10,
тел/факс  770-84-68
E-mail: metod@libr.dp.ua


 

 

1. Авраева, Ю.Б., Очирова, Э.С. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития [Текст]: научно-практическое пособие / Ю.Б. Авраева, Э.С. Очирова. - М.: Литера, 2009. – 96 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 51).

Пособие посвящено работе библиотек – методических центров как уникальных учреждений, сочетающих в себе функции обычных библиотек и одновременно учебных центров, осуществляющих межпрофессиональные коммуникации и отвечающие за качественное развитие низовых библиотек и их кадров и роли методистов, от квалификации которых зависит профессиональный уровень обслуживания читателей, что в конечном счете определяет статус самих методических центров. Особый упор сделан на освещение вопросов информационного и кадрового ресурсного обеспечения инновационной деятельности методических центров.




 

2. Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа» [Текст]: учебно-методическое  пособие / Г.А. Алтухова. – М.: Литера, 2008. – 224 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 33).

Учебное пособие является одной из первых и удачных попыток теоретического осмысления таких современных и фундаментальных понятий как «библиотечный имидж», «имидж библиотекаря». Наряду с теоретическим обоснованием этих вопросов, пособие дает четкие практические рекомендации по созданию имиджа в современной библиотеке, без чего сегодня невозможно решить кардинальные проблемы развития библиотечного дела. Знание основ имиджа необходимы как теоретикам и практикам библиотечного дела, так и преподавателям, аспирантам, студентам культурно-просветительных учебных заведений. В этой книге читатель найдет для себя ответы на многие вопросы построения и продвижения библиотечного имиджа. Особую ценность пособию придают прилагаемые к нему тесты и упражнения для самопроверки и контрольные вопросы к содержанию глав, позволяющие оценить качество усвоения изложенного в книге материала.

 

 
 

3. Алтухова, Г.А. Основы культуры речи библиотекаря [Текст]: учебное пособие / Г.А. Алтухова. - М.: Литера, 2008. – 168 с. - (Сер. «Современная библиотека»,  выпуск № 39).

Учебное пособие посвящено исследованию теоретических и практических вопросов культуры речи – одной из значительный, но пока еще малоразработанных тем в теории и практике отечественного библиотековедения. Знание основ речевой культуры необходимо как теоретикам и практикам библиотечного дела, так и преподавателям, аспирантам, студентам культурно-просветительных учебных заведений. В этой книге читатель сможет найти для себя ответы на многие вопросы формирования речевой культуры у библиотечных специалистов, а также задания и вопросы для самоанализа, упражнения и тесты по самопознанию.
 


 



4.  Басамыгина, И.Н., Апанасенко А.А. Маркетинг как технология управления современной библиотекой [Текст]: научно-практическое пособие / И.Н. Басамыгина, А.А. Апанасенко.:  – М.: Литера, 2009. – 128 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск  № 41).

Важнейшей задачей библиотек сегодня является обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации. Но сделать это сложно из-за повсеместного сокращающегося финансирования. Необходимы новые управленческие решения для поддержания эффективности традиционных библиотечных систем и процессов, профессиональной подготовки библиотечных специалистов. Решению этих проблем во многом будут способствовать маркетинг и маркетинговые технологии. В пособии представлены модели библиотечного маркетинга, а также стратегия, планирование и контроль библиотечного маркетинга.  
 

 




5.  Библиотечное обслуживание в информационном веке [Текст]: Ежегодный межведомственный сборник научных трудов. – М.: ГПНТБ России, 2009. – 68 с.

В настоящий сборник включены статьи о наиболее важных направлениях развития современных форм и методов обслуживания читателей и пользователей библиотек, включая вопросы внедрения новых  форм работы, применения новейших технологий и др.

 

 

 


 
 

 
6.  Борисова, О.О. Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности [Текст]: учебно-практическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. / О.О. Борисова. – М.: Литера, 2010. – 153 с. – (Сер. «Современная библиотека»).

Пособие раскрывает принципы и технологию рекламной деятельности, а также инновационные тенденции в организации и проведении разнообразных выставок в современных библиотечно-информационных учреждениях. Предназначено для широкого круга специалистов: студентам вузов,  ссузов культуры и искусств, аспирантам и преподавателям, библиотекарям-практикам, повышающим свою квалификацию.

 

 




 
7.   Головина, Г.В.  Методика организации и проведения занятий по этикету и культуре общения в библиотеке с детьми младшего школьного возраста [Текст]: методическое пособие / Г.В. Головина.  – М.: Литера, 2008. – 104 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск     № 38).

В пособии впервые излагаются организационно-методические основы использования занятий по этикету и культуре общения с детьми младшего школьного возраста как части воспитательной работы библиотек. Предлагаемые  подходы к их изучению основаны на возрастных психофизических особенностях развития детей первой ступени обучения. Учебно-методическое пособие содержит краткие конспекты занятий по этикету и культуре общения, рассчитанные на концентрический курс – 1-4 классы. 

  

 


 

8. Голубева, Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития [Текст]: научно-методическое пособие / Н.Л. Голубева.  – М.: Литера, 2009. – 160 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 42).

В пособии рассмотрен широкий спектр проблем: предпосылки институционализации детской библиотеки в России, миссия и функциональная сущность детской библиотеки в современном обществе, основные направления взаимодействия детской библиотеки с институтами школы и семьи. Автором предпринята попытка разработки теоретико-практических основ деятельности детской библиотеки, что позволит предотвратить развитие чтения детей и детской библиотеки как отдельных явлений в сфере культуры общества, а, следовательно, будет способствовать повышению статуса детской библиотеки в обществе.

 

 




9. Деловая культура руководителя [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Головина, А.А. Прокопчук. – М.: Литера. 2010. – 160 с. – (Сер. «Современная библиотека»).

Рассматриваются теории управления зарубежных и отечественных ученых о концептуальных основах деловой культуры руководителя, практические задачи по формированию и развитию деловой культуры современных руководителей среднего и высшего управленческих звеньев библиотек, а также современные подходы к моделированию их деловой культуры в условиях современного российского общества. Материалы учебно-методического пособия представляют интерес для органов информации и библиотек различных уровней, образовательных учреждений, реализующих программы по повышению квалификации управленческих кадров библиотек и профессиональные образовательные программы в области менеджмента и связанных с ним управленческих дисциплин в различных сферах деятельности библиотек.

 




10. Зыгмантович, С.В. Подготовка библиографической продукции библиотеками [Текст]: научно-практическое пособие / С.В. Зыгмантович. – Минск: Новое знание, 2009. – 229 с. – (Сер. «Профессионалам библиотечного дела»).

В пособии рассматриваются теоретико-организационные и методические вопросы подготовки библиографических пособий различных видов, типов, жанров как в традиционной, так и в электронной формах. Адресуется всем библиотечным работникам – библиографам, специалистам отраслевых и функциональных отделов, которые занимаются подготовкой и использованием библиографических ресурсов. Предлагаемый материал будет интересен студентам. Магистрам и аспирантам библиотечных специальностей, профессорско-преподавательскому составу вузов, готовящих библиотечных работников, а также специалистов, которые выполняют библиографические функции в системе информационно-документных коммуникаций. 

 


 



11.  Езова, С.А. Мир библиотечного общения [Текст]: научно-практическое пособие / С.А. Езова. – М.: Литера, 2010. – 251 с.

Сборник содержит избранные работы известного отечественного библиотековеда по проблемам библиотечного общения. Акцент делается на методологический подходах и теоретических аспектах библиотечного общения, уделяется внимание терминологическому анализу понятий: общение, культура общения и др., их операционализации, рассматривается личностный, поведенческий и ситуационный подходы к изучению библиотекарей и читателей. Раскрываются этико-психологические основы библиотечного общения. Книга адресована библиотечным специалистам, студентам, аспирантам.

 

 

 



12.  Инновации в библиотеках [Текст]: сборник статей / Российская гос. б-ка, научно-исслед. отд. библиотековедения; [сост. М.Я. Дворкина, Е.Н. Гусева]. – М.: Павшов дом, 2010. – 132 с. -  (Сер. «Библиотека: новые возможности»).

Коллектив авторов, представляющих собой различные регионы и библиотеки нашей страны и ближнего зарубежья, рассматривает факторы, условия и складывающиеся тенденции инновационного развития библиотек, намечает пути дальнейшего развития библиотечно-информационных учреждений страны. Сборник предназначен для сотрудников библиотек, студентов  и аспирантов вузов культуры, всех интересующихся проблемами 

 

 

 



13. Информационно-библиотечная экология [Текст]: учеб.-метод. Пособие /  С.Е. Демидова, М.В. Носырева. М.Ф. Кряжева, Е.В. Фоменко, Е.В. Маклакова, Т.В. Кузьмина, Т.Б. Сабинина; под общ. ред. С.Е. Демидовой. – М.: Литера, 2010. – 128 с. – (Сер. «Современная библиотека»).

По мнению авторов, библиотека превращается в феномен энергоинформационного порядка, культурологической функцией которой является воспитание мыслящей личности. В пособии рассмотрены теоретические основы общей, информационной и библиотечной экологии, действие экологических законов, принципов и правил в сфере библиотечно-информационной деятельности. Показаны механизмы воздействия информации на человека, условия, формирующие информационные болезни, в том числе компьютерную зависимость, и средство их предупреждения – библиотерапию.


 

 

 



14. Коряковцева, Н.А., Фокеев, В.А. Чтение и образование в информационном обществе [Текст]: учебное пособие / Н.А. Коряковцева, В.А. Фокеев.  – М.: Литера, 2009. – 208 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 49).

Цель пособия – показать место информации, знания, книги, чтения на различных этапах развития общества, а также их роль в формировании человека, его социализации. Структура и содержание разделов помогут ознакомиться с информационным подходом к рассмотрению истории общества, проследить влияние информационных технологий, на человека и общество в целом, увидеть преемственность в развитии информационной культуры и средств доступа к информации. В конце каждого раздела приводятся вопросы для самоконтроля. Данное пособие предназначено для всех, кого интересуют особенности современного этапа развития общества в контексте информационных преобразований.

 



15. Лысикова, Н.П., Алимаева, О.И., Вакулич, Н.Р. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект [Текст]: научно-практическое пособие / НП Лысикова, О.И. Алимаева, Н.Р. Вакулич. – М.: Литера, 2009. – 80 с.

Современная библиотека выступает активным партнером различных учебных заведений – школ, гимназий, институтов и, занимаясь образовательной деятельностью, формирует общую информационную, нравственную, экологическую культуру, гражданскую позицию своих читателей как в процессе их общения с книгой, так и при проведении интерактивных библиотечных мероприятий. В пособии обобщены современные теоретические представления о роли библиотек в культурно-образовательном пространстве и передовой практический опыт работы лучших библиотек. Для библиотекарей, методистов библиотек, преподавателей школ и вузов, всех, интересующихся проблемами развития современной библиотеки.

 
16.   Маслов,  А.Н. Краеведение и библиотека [Текст] : Избранные статьи. СПб.: Профессия, 2010. – 368 с. – (Сер. «Библиотека»).

Книга содержит работы автора, опубликованные в разные годы, а также ранее не публиковавшиеся. В издании представлены статьи по теории, истории и практике краеведческой работы библиотек. Тексты размещены по тематическим направлениям, сокращены и дополнены комментариями автора, характеризующими современное состояние освещаемых в публикации проблем. Издание предназначено для сотрудников публичных библиотек, специалистов в области краеведения, преподавателей, студентов и аспирантов вузов культуры и искусств.

 


 
 




17.   Матвеева, И.Ю. Медийная поддержка чтения [Текст]: практическое пособие / И.Ю. Матвеева. – М.: Литера, 2010. – 166 с. – (Сер. «Современная библиотека»).

Раскрывает особенности продвижения чтения через каналы массмедиа (Интернет, телевидение, печать). Содержит как сущностные, так и технологические аспекты продвижения чтения, обзор библиотечной и небиблиотечной практики по продвижению чтения, рекомендации для разработки медиаплана продвижения чтения. В приложениях размещены  рабочая учебная программа дисциплины «Медийная поддержка читательской деятельности» для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по направлению 071200.68 Библиотечно-информационные ресурсы, глоссарий, аннотированный список сайтов поддержки и продвижения чтения.

 

 

 

18. Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села [Текст]: научно-практическое пособие / Ю.П. Мелентьева.  – М.: Литера, 2009. – 144 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 63).

В книге показана социальная роль современной сельской библиотеки, ее место в социокультурном и образовательном пространстве села. Анализируются законодательные основы ее работы в современных условиях. Рассматриваются основные категории пользователей сельской библиотеки, их читательские и личностные интересы и потребности, а также номенклатура услуг, предлагаемая им библиотекой. Особое внимание уделяется раскрытию деятельности сельской библиотеки по воспитанию читательской и информационной культуры пользователей сельской библиотеки и практике привлечения их к чтению. В пособии широко используется опыт работы сельских библиотек зарубежных стран. В приложении даются тексты российских и международных документов, определяющих стандарты деятельности сельской библиотеки.

  

 

 19. Меньщикова, С.П. Современные  критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности [Текст]: практическое пособие / С.П. Меньщикова.  – М.: Литера, 2009. – 112 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 48).

Стоимость библиотечного обслуживания растет быстрее, чем финансирование библиотек и они вынуждены все активнее искать осмысленные и измеряемые способы демонстрации результатов своей деятельности. Те, кто выделяет деньги, всегда озабочены эффективностью их вложения и поэтому должны иметь ориентиры их рационального использования. В связи с этим поиски критериев сопоставления и оптимизации затрат и выгод – важная задача библиотек. Данная работа включает обзор некоторых - наиболее значительный или интересных на взгляд автора отечественных и зарубежных публикаций, касающихся проблем оценки деятельности библиотек в целом и – в качестве примеров – оценки отдельных направлений работы библиотек. Особо выделен вопрос оценки научно-исследовательской деятельности библиотек.

 

  

20. Меренкова, Н.А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения: некоммерческие фонды поддержки [Текст]: научно-методическое пособие / Н.А. Меренкова. – М.: Литера, 2009. – 175 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 57).

Пособие рассматривает правовой режим благотворительного ресурсного обеспечения библиотек, технологию фандрайзинговой деятельности как дополнительного источника обеспечения библиотечной деятельности по линии благотворительной и спонсорской помощи. Подробно анализируется деятельность современных некоммерческих фондов поддержки библиотек. Представляет интерес самый крупный за последние годы библиотечный проект «Создание модельных (компьютерных) публичных библиотек в сельских регионах» и его реализация в Белгородской, Брянской, Курской и Орловской областях.

 
                     

 

 



21.   Мурашко, О.Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек [Текст]: научно-практическое пособие / О.Ю. Мурашко  – М.: Литера, 2008. – 144 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 40).

 В пособии раскрываются вопросы социального партнерства библиотеки в муниципальной сфере,  предлагаются перспективные модели и оценивается роль социального партнерства в инновационной деятельности современной библиотеки.
 

 

 


 



22. Пашин, А.И. Управление библиотечным делом: системный подход [Текст]: учебно-методическое пособие – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с. (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век», выпуск № 95).

В книге нашли отражение: эволюция взглядов на библиотеку и библиотечное дело ученых, писателей, библиотечных деятелей; история развития библиотечного обслуживания населения и создание системы управления библиотечным делом в России; основы и принципы управления библиотечным делом. Исследуются проблемы управления отраслью на современном этапе, раскрываются закономерности и особенности его развития, условия взаимодействия с внешней средой. Издание предназначается преподавателям и студентам библиотечно-информационных факультетом, работникам библиотек, руководителям органов управления культурой.

   

 




23. Савина, И.А. Права человека. Информационная поддержка  библиотеке [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Савина. – М.: Литера, 2010. – 202 с. – (Сер. «Современная библиотека»).

Пособие рассматривает и изучает в теоретическом и практическом ключе вопросы прав человека. Особое место занимают вопросы информационного сопровождения прав человека при помощи средств и методов информационно-библиотечных систем в современном обществе. Представлены источники в сфере прав и свобод человека международного, регионального и национального уровней.

 

 

 



24.  Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А.Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2010. – 640 с. – (Сер. «Библиотека»).

Необходимость нового, 4-го издания «Справочника» вызвана стремлением автором отразить изменения в библиотечном деле, которые произошли в последние годы. В четвертом издании значительной переработке  подверглись разделы, связанные с составлением библиографического описания, экономикой библиотечной деятельности, формированием профессиональной среды библиотекаря. По-прежнему большое внимание в «Справочнике» уделено проблемам библиотечного менеджмента, формирования библиотечных фондов, библиотечного обслуживания. «Справочник» предназначен для широкого круга библиотечных работников, а также преподавателей, студентов и аспирантов высших специальных библиотечных учебных заведений.
 

 




 

25. Сухотина, Е.А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития [Текст]: учебно-практическое пособие / Е.А. Сухотина. – М.: Литера, 2010. – 240 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 67).

Пособие знакомит с основами организации работы библиотек по  экологическому просвещению населения. Рассматриваются основные вопросы организации библиотечно-библиографических учреждений, корпоративной работы в данной сфере. В приложениях даны образцы методических рекомендаций, тематические планы, программы и другие документы в помощь библиотекарям-практикам по работе в данном направлении деятельности библиотек. Пособие предназначено для широкого круга библиотечных специалистов. Может быть использовано в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров. 

  Пособие знакомит с основами организации работы библиотек по  экологическому просвещению населения. Рассматриваются основные вопросы организации библиотечно-библиографических учреждений, корпоративной работы в данной сфере. В приложениях даны образцы методических рекомендаций, тематические планы, программы и другие документы в помощь библиотекарям-практикам по работе в данном направлении деятельности библиотек. Пособие предназначено для широкого круга библиотечных специалистов. Может быть использовано в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров.  


 

26. Тараненко, Л.Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности библиотек [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Тараненко. – М.: Литера, 2009. – 160 с. – (Сер. «Современная библиотека», выпуск № 45).

Учебное пособие разработано в соответствии с учебным планом специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность». Посвящено изучению проблемы информационного обеспечения потребностей региональных потребителей. Рассмотрены основные группы и выделены методы изучения потребностей региональных пользователей информации. Всесторонне рассмотрены краеведческая деятельность библиотеки, процессы создания и распространения электронных краеведческих продуктов. Может быть использовано в учебном процессе вузов культуры и искусства при изучении курса краеведческой библиографии, при разработке курсов по выбору по смежной тематике, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ. Возможно его применение в системе повышения квалификации библиотечно-библиографических кадров, в краеведческой деятельности библиотек.

 

 

Матеріал підготувала Чопова Т.Ж., провідний бібліотекар відділу наукової організації і методики бібліотечної роботи Дніпропетровської обласної наукової

бібліотеки ім. Первоучитель слов’янських Кирила і Мефодія