Дніпропетровщина бібліотечна

2011


Книжкова полиця бібліотекаря - 2011
 

Методичний центр ДОУНБ інформує   

 

Чопова Т.Ж.,

провідний бібліотекар відділу наукової організації і методики бібліотечної роботи КЗК «Дніпропетровська обласна універсальна  наукова  бібліотека ім. Первоучителів слов’янських Кирила і Мефодія»

 

Шановні колеги!

 

Пропонуємо Вашій увазі анотований список професійних видань, які на сьогодні має у своєму фонді відділ наукової організації та методики бібліотечної роботи ДОУНБ. Сподіваємось, що запропоновані видання зацікавлять Вас і будуть творчо використані у підвищенні професійної компетентності особисто Вами, а також фахівцями ваших бібліотек.

Ксерокопії статей із запропонованих матеріалів можна замовити у відділі наукової організації і методики бібліотечної роботи ДОУНБ

 

49006 м. Дніпропетровськ,

вул. Ю. Савченка, 10,

тел/факс  770-84-68

E-mail: metod@libr.dp.ua

 

 

 

 

 

1. Алешин, Л.И. Проектирование зданий библиотек [Текст]: учебно-практическое пособие / Л.И. Алешин, - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 240 с. - (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»,  выпуск № 81).

Книга является продолжением серии пособий известного библиотековеда «Автоматизация в библиотеке», « Аудиовидеотехнические средства в библиотеке», «Безопасность в библиотеке» и «Материально-техническая база библиотек». Ее тематика слабо отражена в специальной литературе, хотя актуальна для библиотек, любых других информационных учреждений, их подразделений и офисов.

В пособии рассматриваются основные теоретические и практические аспекты проектирования и строительства библиотечных зданий и помещений, их интерьера и дизайна.

Издание в первую очередь планируется как учебное пособие для студентов библиотечно-информационного и строительно-дизайнерского профиля. Знание данного предмета, новейших достижений науки, техники, архитектуры, дизайна и эргономики позволит будущим специалистам наиболее рационально подходить к вопросам строительства, реконструкции помещений и зданий библиотек, а следовательно, более эффективно обслуживать пользователей.

Пособие представляет интерес и для преподавателей, библиотекарей-практиков и информационных работников, а также для  специалистов других профессий, принимающих участие в строительстве и оснащении библиотек или иным образом связанных с этой проблематикой, особенно для администраторов сферы культуры. 

 

 

2. Берестова, Т.Ф. Информационное пространство библиотеки [Текст]: научно-методическое пособие / Т.Ф. Берестова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 240 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 76).

Издание является продолжением книги «Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве» (М.: Либерея-Бибинформ, 2005). В нем описан процесс генезиса информационного пространства, дано его определение, представлена его элементарная структура.

Большое внимание уделено проблеме обеспечения единства и целостности информационного пространства, выявлению роли государства и его управленческих структур в ее решении. Рассмотрена роль общедоступных библиотек в жизни и профессиональной деятельности современных россиян.

Пособие предназначено библиотековедам, библиотекарям-практикам и студентам, овладевающим информационно-библиотечной специальностью. Оно будет полезно и другим специалистам, работающим в сфере книжных и документальных коммуникаций. 

 

 

3. Брофи, Питер. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы [Текст] / Питер Брофи; науч. ред. пер. Я.Л. Шрайберг; [пер. с англ. А.И. Земскова]. – М.: издательство  «Омега-Л», 2009. – 357 с.

В книге впервые представлен весь доступный объем исследований эволюции библиотечного обслуживания и оценки его эффективности. Богато иллюстрированная примерами из международной практики, касающимися различных сторон деятельности библиотеки, книга в первую очередь сфокусирована на пользователях библиотечных услуг. Каждая глава содержит список ключевых библиографических источников, а подробные приложения дают практические рекомендации относительно сбора данных, их анализа и представления результатов.

Акцент на технических аспектах и принципах предопределяет значимость этой книги для практических специалистов в области библиотечно-информационного обслуживания. Книга также будет очень полезна студентам и исследователям, начинающим изучение этих сложных технологий.

 

 

 

 

 

4. Громова, О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках [Текст] / О.К. Громова. – СПб.: Профессия, 2009. – 208 с. (Сер. «Школьная библиотека. ХХІ век»).

Книга представляет собой практическое пособие по развитию информационной культуры школьников. Она нацелена на то, чтобы дать в руки педагогу или библиотекарю, работающему с детьми, не готовую программу и поурочные планы, а рабочий инструмент для построения собственной программы, исходя из конкретных условий работы и особенностей учеников. В книге представлены правила построения занятий и заданий с учетом современных педагогических методик.

Пособие предназначено для руководителей и библиотекарей детских и юношеских библиотек, библиотек образовательных учреждений, а также преподавателей, студентов и аспирантов вузов культуры, обучающихся по специализации «библиотекарь-библиограф, преподаватель».

 

 

 

5. Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде [Текст] / М.Я. Дворкина. – М.: «Издательство ФАИР». 2009. – 256 с. (Специальный издательский проект для библиотек).

Впервые комплексно исследуется библиотечно-информационная деятельность, дается анализ ее эволюции в традиционной и электронной среде. Данная деятельность рассматривается с позиции системно-деятельностного, эволюционного и синергетического подходов. Характеризуются ее сущность, структура, виды, технологические и организационные вопросы, инновационные процессы. Библиотечно-информационная деятельность представлена в контексте управления знаниями.

Книга предназначена для библиотековедов, специалистов библиотек, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Введение в специальность», «Библиотековедение: общий курс» и специального курса «Библиотечно-информационная деятельность: теория, технология, организации». 

 

 

 

6. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика [Текст]: монография / Ю.Н. Дрешер. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 240 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 108).

В книге впервые рассматриваются и анализируются методика и    технология библиотерапевтической деятельности. Представлены структура, содержание и особенности библиотерапевтической деятельности, раскрываются психолого-педагогические основы профессии библиотерапевта, критерии эффективности его работы, ее психолого-педагогические методики и технологии.  Рассматривается понятийно-терминологический аппарат библиотерапии.

Издание предназначено для педагогов, психологов, библиотекарей, психотерапевтов, социальных работников, а также для аспирантов и студентов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров социокультурной сферы.

 

 

 

 

 

 

7. Дригайло, В.Г. Основы организации работы библиотеки вуза [Текст]:  научно-практическое пособие / В.Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 624 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 64).

В книге, на основании глубокого изучения теории и практики организации работы библиотеки вуза, показаны роль и место библиотеки в век глобализации, на пути от информационного общества к обществу знаний. Раскрыты научные основы деятельности библиотеки вуза, охарактеризованы основные регламентирующие документы, структура библиотеки, организация работы отделов

 и технологических процессов, планирование, учет, отчетность, нормы и нормативы, методы создания комфортных условий для пользователей и сотрудников, формирование информационной культуры.

Освещены работа с кадрами, конфликты в библиотеке и их разрешение, методы оценки качества и эффективности труда сотрудников, коллегиальных и совещательных органов.

Уделено внимание совершенствованию организации работы библиотеки на современном этапе: внедрению менеджмента, маркетинга, фандрейзинга, лизинга, аутсортинга, новых информационных технологий, инноваций.

 

 

8. Дригайло, В.Г. Технология работы библиотеки [Текст]: научно-практическое пособие / В.Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 544 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век», выпуск № 104).

Эта книга, будучи вполне самостоятельным пособием, является одновременно, составной частью фундаментального труда под общим названием «Организация работы и управление библиотекой высшего учебного заведения».

В пособии рассмотрены научные основы библиотечной технологии: формирования, организации, управления, хранения, защиты, рекламы и использования библиотечных фондов документов и информационных ресурсов, их комплектования, докомплектования, учета, технической и научной обработки, организации системы каталогов и картотек, библиотечного обслуживания читателей и пользователей, культурно-массовой, информационной и справочно-библиографической, методической, научно-исследовательской и хозяйственной работы библиотеки, механизации и автоматизации библиотечно-информационных процессов. Раскрыты вопросы организации и управления технологическими процессами работы библиотеки и совершенствования библиотечных технологий в современных условиях. В конце книги приводится обширная библиография.

Пособие необходимо для повседневной работы директору библиотеки, заведующему отделом, каждому сотруднику любого структурного подразделения библиотеки. Оно будет полезно студентам университетов и училищ культуры и искусств, а также всем тем, кто обучается в системе непрерывного библиотечного образования.

 

 

 

 

 

 

 

9. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 240 с. - (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 82).

Книга известного ученого, доктора педагогических наук, профессора МГУКИ А.Д. Жаркова содержит структурный анализ всего технологического процесса подготовки культурно-досуговых программ и ведения предметной деятельности в данной сфере, преимущественно в библиотечных учреждениях.

Рассмотрены понятийный аппарат технологии культурно-досуговой деятельности, ее основные элементы, специфика драматургии и режиссуры основных видов культурно-досуговых программ. Раскрывается механизм регулирования восприятий различных типов программ в учреждениях культуры.

Большое внимание уделено социально-педагогической роли, функциям и условиям развития культурно-досуговой деятельности в библиотеке. Анализируется влияние на нее объективных и субъективных факторов. Подробно говорится о выразительных средствах деятельности по организации досуга. Специальная глава посвящена ее методическому обеспечению.

Издание предназначено для работников библиотек, а также учреждений культуры всех типов; для преподавателей и студентов вузов и колледжей культуры и искусств. Оно также представляет интерес для широкого круга читателей и посетителей библиотек, занимающихся предметной деятельностью на досуге.

 

 

 

 

10. Зиновьева, Н.Б. Основы современной библиографии [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Зиновьева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»;  выпуск № 69).

Пособие представляет собой первый опыт систематизированного изложения курса библиографии для студентов различных учебных заведений как гуманитарного, так и технического профиля.

Курс библиографии в разных модификациях читается в настоящее время во многих небиблиотечных вузах. В этом случае его цель – ввести студентов в мир документов, как первичных, так и вторичных; помочь им освоить библиографические средства поиска информации, необходимой для образования и самообразования; сформировать библиографическую культуру молодых специалистов. Данное пособие призвано вооружить читателей знаниями о том, как оптимально осуществлять библиографические процессы поиска, систематизации, описания источников, их аннотирования и реферирования, составления библиографических списков.

Издание предназначено для библиотек высших и средних специальных учебных заведений, а также для массовых и научных библиотечных учреждений. Оно адресовано преподавателям и студентам, библиотекарям и библиографам, всем, кто нуждается в пополнении своих библиографических знаний. 

 

 

 

 

11. Иванова, Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде: практическое пособие / Е.В. Иванова. – СПб: Профессия, 2009. – 240 с. (Сер. «Школьная библиотека. ХХІ век»).

В пособии рассмотрены теоретико-методические и практические вопросы развития школьных библиотек: определено их место в инфраструктуре информационно-образовательной среды школ. Обоснована необходимость комплексного развития библиотечного пространства с использованием информационных технологий для оптимальной организации библиотечной и образовательной деятельности. Предложены схемы и типовые решения организации работы школьных библиотек, которые расширяют поля их деятельности и взаимодействие с внешними организациями.

Пособие предназначено для библиотекарей и методистов школьных библиотек, администраторов и директоров школ, а также для студентов и аспирантов вузов культуры, получающих образование по специальности «библиотекарь-педагог».

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Колесникова, М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: учебник для вузов / М.Н. Колесникова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 256 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 101).

В учебнике раскрыты сущность и основы управления библиотекой в современных условиях, специфика управленческой деятельности, особенности управления кадровыми, финансовыми, материальными ресурсами библиотечно-информационных учреждений. Тематика и содержание лекций соответствуют современным требованиям к одноименному учебному курсу по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность».

Учебник предназначен для студентов и аспирантов библиотечно-информационных факультетов, учащихся библиотечных колледжей, может быть использован руководителями библиотек разных типов и видов, в системе повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров органов культуры и библиотек и др.

 

 

 

 

13. Ловкова, Т.Б. Библиотека как центр досуга [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Ловкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 102).

В пособии рассматриваются актуальные вопросы функционирования публичных библиотек как центров досуга. Проблемно-ориентированный подход и широкий исторический контекст позволили автору книги раскрыть весь спектр направлений досуговой деятельности отечественных библиотек, проследить эволюцию данного вида библиотечного обслуживания. Особое место в пособии занимает описание диалоговых форм библиотечной работы, кружков, игротек и клубов по интересам.

В приложении содержится богатый методический материал: вопросники, викторины, практические задания, интеллектуально-словесные игры.

Пособие предназначено для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и библиотечных колледжей. Оно будет интересно библиотекарям-практикам и всем, кто занимается организацией досуговой деятельности в условиях публичных библиотек.

 

 

 

 

14. Матвеева, И.Ю. Юношеская библиотека: инновационно-библиографический аспект [Текст]: научно-практическое пособие / И.Ю.Матвеева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 224 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 77). 

В пособии раскрывается специфика инновационной библиографической деятельности в условиях юношеской библиотеки. Обобщен инновационный опыт юношеских библиотек, предложены критерии для оценки эффективности инновационной работы. В тексе и приложениях приведен обширный фактический и статистический материал о юношеских библиотеках России.

Пособие рассчитано на библиотекарей и библиографов, обслуживающих молодежь, на преподавателей и студентов вузов культуры, на ученых библиотековедов и библиографоведов. 

 

 

 

15. Матлина, С.Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития: избр. [Текст] / С.Г. Матлина. – СПб.: Профессия, 2009. - 376 с. (Сер. «Библиотека»).

Книга является итогом более чем 40-летней работы автора. В нее включены ка опубликованные ранее статьи, так и работы, по разным причинам оставшиеся материалом «для узкого круга». Наряду со статьями в настоящем издании представлены отдельные разделы книг, наиболее востребованных современной теорией и практикой.

Издание предназначено для руководителей и сотрудников публичных библиотек, студентов, аспирантов и преподавателей вузов и колледжей культуры.

 

 

 

16. Пашкова, В.С. Національні бібліотечні асоціації, 1876-2008: монографія [Текст] / В.С. Пашкова. – Х.: Акта, 2009. – 336 с.

У монографії досліджується історія та еволюція функцій національних бібліотечних асоціацій світу. На основі аналізу, узагальнення та порівняння великого обсягу фактичного матеріалу, широкого кола публікацій зарубіжних і вітчизняних авторів визначено основні етапи розвитку національних бібліотечних асоціацій світу, розглядається їхня роль як демократичного інституту управління галуззю, досліджується внесок у розвиток бібліотечної професії.

Видання призначено бібліотекознавцям, бібліотечним фахівцям, аспірантам, студентам.

 

 

 

 

17. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии  [Текст]: учебное пособие / И.С. Пилко.– СПб.: Профессия, 2008.– 342 с. – (Сер. «Библиотека»).

Пособие посвящено проблеме создания, внедрения и использования информационных и библиотечных технологий в повседневной практике библиотек. Подробно раскрываются особенности создания информационных продуктов и услуг, технологические процессы, осуществляемые библиотекой, и регламентирующие их документы. Материал пособия соответствует новому образовательному стандарту по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

Пособие предназначено преподавателям, студентам и аспирантам вузов и колледжей культуры. Оно может быть полезно также широкому кругу библиотекарей и информационных работников. 

 

 

 

18. Соколов, А.В. Библиотечная интеллигенция в России [Текст]: исторические очерки. Ч. 2.  ХХ – начало ХХІ века / А.В. Соколов.– М.: Либерея-Бибинформ, 2008.– 304 с.  (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»;  выпуск № 87).

В представляемой книге библиотечная интеллигенция России впервые стала предметом комплексного научного изучения. Труд А.В. Соколова сочетает в себе черты исторического и социологического исследования, публицистических очерков и авторских мемуаров.

Во 2 части работы рассматриваются судьбы «интеллектного слоя» профессионалов  библиотечного дела в течение Серебряного века, революционной эпохи, периодов сталинизма, хрущевской «оттепели», брежневского «застоя» и горбачевской «перестройки». Специальная глава посвящена положению библиотечной интеллигенции в современную эпоху, тенденциям и перспективам ее эволюции. В заключении автор формирует главные задачи, стоящие перед библиотечным сообществом России.

Издание заинтересует любого специалиста библиотечного дела: библиотекаря-практика, преподавателя вуза или колледжа, ученого-библиотековеда. Оно может также стать незаменимым пособием для всех вступающих в библиотечную профессию.

 

 

 

 

 

 

19. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств [Текст] / И.М. Суслова. В.К. Клюев; под общ. ред. И.М. Сусловой; МГУКИ. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с. (Сер. «Библиотека»).

Первый комплексный учебник, систематизирующий знания в области менеджмента библиотечно-информационной деятельности. В учебнике  излагаются теоретические, организационные, психологические основы информационно-библиотечного менеджмента. Раскрыты теоретико-прикладные аспекты библиотечного права и экономики.

Особенностью учебника является его высокая информативность, отказ от «рецептурного» метода подачи материала, подход к рассмотрению актуальной проблематики с позиции наиболее эффективного использования потенциала современных библиотек в целях их успешного развития.

Учебник предназначен студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся в системе профессионального образования библиотечно-информационных кадров, а также слушателям системы повышения квалификации и руководителям библиотек.

 

 

 

 

 

 

 

20. Швецова-Водка, Г.Н. Общая теория документа и книги [Текст]: учебное пособие / Г.Н. Швецова-Водка. – М. : Рыбари; К.: Знання, 2009. – 487 с.

       В пособии раскрываются основные теоретические вопросы общего документоведения – от определения «документа» до классификации печатных изданий. Изложение учебного материала отражает авторскую концепцию, согласованную с распространенными представлениями о документе и книге, а также с исследованиями разных ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие содержит теоретические материалы, соответствующие программе курса «Документоведение». Учебное пособие состоит из двух частей: «Основы теории документа» и «Книга как вид документа».

Пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям документоведческих, книговедческих и библиотековедческих специальностей университетов и академий, библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.